Виктория
Консультация для педагогов «Развитие речи дошкольников в разных видах деятельности»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи дошкольников в разных видах деятельности. Консультация для педагогов. (12.02 2022г.)
Дошкольный возраст – это важный период для развития речи ребенка. Одним из важнейших приобретений для ребенка в дошкольном возрасте является овладение родной речью. Речь является главным средством общения, и оттого, насколько хорошо ребенок овладел речью, зависит его дальнейшая жизнь. Развитие речи ребенка зависит от множества различных факторов и причин. С одной стороны, это связано с тем, что дети стали больше общаться с компьютером и другими средствами технического прогресса, чем друг с другом, и эта тенденция набирает обороты с каждым днем. С другой стороны, некоторые дети имеют нарушения речи физиологического характера. Для формирования успешного речевого развития необходимо также учитывать социальную среду ребенка. Ведь разнообразие, правильность, богатство собственной речи ребенка зависит от того, насколько благоприятна среда, в которой он воспитывается. Детский сад – это та среда, в которой дошкольник находится большую часть времени и где может реализовывать свои интересы. Поэтому, насыщая групповое пространство, нужно думать о том, чтобы дети могли удовлетворить свои жизненные потребности в познании, движении, общении. Все игровые материалы и пособия, предназначенные для детей, находятся в доступном месте, функциональны, предоставлены детям для самостоятельной деятельности, что позволит создать необходимые условия для самопознания дошкольников с разным уровнем познания. Это разные настольные дидактические игры. В своей деятельности я использую пальчиковые игры и упражнения на координацию движений пальцев рук. Например, игры су-джок. Это колючий шарик, внутри него находятся два пружинистых колечка. Су-джок используется в качестве массажа, для развития мелкой моторики пальцев рук, снятия напряжения. Чтобы процесс игры с шариком не показался детям скучным, используется стихотворный материал и, одновременно с массажным эффектом, происходит автоматизация отрабатываемых звуков. Игры со счетными палочками. Ребенок выкладывает предмет и одновременно зачитывает знакомое стихотворение. Составление фигур из палочек начинается с простого изображения и усложняется. Весь процесс сопровождается проговариванием четверостиший, загадок, потешек. Это необходимо, чтобы у ребенка возник зрительный и слуховой образ, появился интерес к данному виду деятельности. В результате этих упражнений развивается не только мелкая моторика, ловкость, но и внимание, воображение, мышление. Известно, что показатель развития речи зависит от уровня сформированности движений пальцев рук. Развивая и отрабатывая движения, активизируется речевое развитие, улучшается артикуляционная моторика, а также разрабатываются кисти рук, идет подготовка к письму. Чистоговорки с наглядной опорой представляют собой ритмический речевой материал, который имеет сложные сочетания звуков, слогов, слов, трудных для выговаривания. Их использую для работы над четкостью дикции. Чистоговорки обычно заучиваются наизусть. Для быстрого запоминания чистоговорки применяю наглядную опору. Несложные рисунки, которые дети с удовольствием рассматривают, помогают быстрее запомнить текст, достаточно показать ребенку картинку, и он сразу воспроизводит текст чистоговорки. Также дети очень любят скороговорки. Скороговорка – это фраза или рифма, состоящая из труднопроизносимых слов, сочетаний звуков, предназначенная для произнесения вслух. Используя скороговорки для развития речи, можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков. Скороговорка обогащает словарный запас, развивает речевой слух и образное мышление, помогает улучшить подвижность языка, развивает внимание, память. Театрализованная деятельность – очень хорошая среда для развития речи детей. В различных инсценировках дети учатся воспроизводить диалог от имени сказочного героя, принимая роль на себя. Таким образом, в разных видах деятельности у детей формируются речевые навыки, происходит обогащение активного словаря и связной речи, проявляется рост инициативы и творчества в создании игровой обстановки в соответствии с темой игры, развитие свободного общения со взрослыми и детьми.