МААМ-картинки

Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности

Дарья Донцова
Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

В наше время нельзя недооценивать роль родного языка, который является средством общения и помогает детям осознанно воспринимать окружающий мир. Развитие речи предполагает освоение дошкольниками содержательной, образной, эмоциональной стороны языка.

Однако, проблема развития речи у современных детей день ото дня становится всё более актуальной. Нынешних дошкольников отличает слабость воображения, выраженная ориентация на наглядность воспринимаемой информации и, соответственно, недостаточная развитость слухового восприятия и понимания, более низкий уровень речевого развития, несовершенство коммуникативных умений и навыков, своеобразие эмоционально-нравственной сферы. С данными проблемами столкнулись в своей работе и мы.

Публикация «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

Я начала работать в группе с детьми в возрасте от 3 до 4 лет. Проблемы с речью у данных детей были настолько очевидны, что в прошлом учебном году группа, в которой я работаю, стала компенсирующей направленности. И только благодаря совместной работе с учителем-логопедом большинство детей улучшило показатели речевого развития. В этом учебном году группа стала общеразвивающей направленности.

Чтобы речь была выразительна, эмоциональна, чтобы ребёнок мог свободно и легко общаться со сверстниками и взрослыми, необходимо вовлекать его театрализованную деятельность. Поэтому мной был задуман и реализуется проект «Развитие речи дошкольников через театрализованную деятельность».

Цель работы – развитие связной грамотной речи детей.

Задачи проекта:

- формирования грамматического строя речи;

- обогащения словарного запаса детей;

- воспитание звуковой стороны речи;

- раскрепощение детей;

- последовательное знакомство детей с видами театра;

- совершенствование артистических навыков детей.

Театрализованная деятельность пользуется у детей огромной любовью, потому что воспринимается детьми как игра. Ребёнок полностью раскрепощается, перестаёт стесняться.

Когда просишь ребёнка исполнить песню или рассказать стих, он испытывает страх, который провоцирует психологическую зажатость. Взрослому бывает страшно, неловко исполнить данную просьбу. Представляете, что испытывает ребёнок? В такой ситуации он оказывается часто. Конечно, есть смелые, активные дети, но сколько робких, застенчивых, но по-настоящему талантливых детей. Чувствующих, но не умеющих выразить свои чувства.

Моя задача - снять эту психологическую зажатость:

1. Научить раскрепощаться, обрести уверенность в себе.

2. Затем обучить детей навыкам проявления различных эмоций с помощью мимики, жестов, интонации.

3. Воспитать в детях способность сопереживать, определять эмоциональное состояние других.

4. Совершенствовать звуковую культуру речи.

Игра – это ведущий вид деятельности у дошкольников. Поэтому первое, что я беру в руки - игрушка (Зайка). Даю его в руки ребёнка. Теперь Зайку прошу исполнит песню. Ребёнку с игрушкой исполнять легче. Почему? Да потому что всё внимание публики концентрируется на игрушке и есть возможность справиться с волнением и страхом и выполнить задание.

Этот приём можно использовать на любом занятии, при чтении стихов, при ответах на вопросы. Он может помочь ребёнку побороть страх.

Театр на перчатке помогает справиться с переживаниями, страхами. Хочу отметить, что персонажей перчаточного театра нам помогли изготовить родители воспитанников. Они проявили заинтересованность нашей работой, понимая ее важность для речевого развития детей. Поэтому образовалась целая коллекция.

Театр кукол Би-ба- бо посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

При игре в кукольный театр, используя куклы Би-ба-бо, перчаточный театр невозможно играть молча! Поэтому именно эти куклы часто используют в своей работе педагоги, логопеды и психологи.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие ситуативные проблемы от лица любимых персонажей, что помогает ребенку преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенность в себе.

Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, а проблемные ситуации побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы активизируется словарный запас ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая возложенная роль требует от ребенка ясно, четко и понятно изъясняться. Ребёнок даже не заподозрит, что он чему-то учится, ведь для него это игра. Конечно же, не целесообразно вовлекать детей сразу в постановки спектаклей, сказок. Этим мы только можем достигнуть обратного эффекта. Ребёнок, столкнувшись с непосильной для него задачей, может наоборот замкнуться. Поэтому важно соблюдать поэтапность в работе с детьми.

Основные направления работы в театрально – игровой деятельности: 1. Развитие культуры речи: артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.

2. Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения, формирование правильной осанки.

3. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности: развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.

Остановимся на каждом направлении работы.

Первое направление. Развитие культуры речи:

Детям предлагаются игры-упражнения на звукопроизношение.

Педагог предлагает участникам распределить роли и озвучить их. (Начало строки проговаривает педагог, а дети заканчивают).

«Птичий двор».

Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря! Кря-кря-кря!»

Наши гуси у пруда – «Га-га-га! Га-га-га!»

Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! Гу-гу-гу!»

Наши курочки у окна – «Куд-куда, куд-куда!»

А наш Петя-петушок ранним-рано по утру

Нам споет «Ку-ка-ре-ку!»

На дудочке: ду-ду-ду.

На колокольчиках: динь-динь-динь.

На балалайке: трень-трень-трень

На барабане: бум-бум-бум.

Второе направление. Развитие общей и мелкой моторики:

Пальчиковые игры. Игра с мячиками.

«Колобок»

Для этого используем массажные мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику):

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаем мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем то же самое другой рукой).

«Ежик».

Жил-был ёжик (показываем шарик - массажёр).

Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки).

Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони).

Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно).

Вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони).

Опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу).

Заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу).

Снова вернулся на полянку (между ладонями).

Посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику).

Вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони).

Увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его).

Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку.

Дыхательная гимнастика: Вдох через нос, выдох на ладонь руки (повторить 2 раза).

Наступил вечер, и ёжик отправился домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

Упражнение «Орешек» Цель: на расслабление мышц лица. Представьте, что вы разгрызаете твёрдый орешек. Крепко сожмите зубы. Вот так. (Показать, как надо сжать зубы.) Челюсти напряглись, стали как каменные. Это неприятно. Разожмите челюсти – легко стало, рот приоткрылся, всё расслаблено. Слушайте и делайте, как я. Зубы крепче мы сожмём, А потом их разожмём. Губы чуть приоткрываются.

Развитию общей и мелкой моторики способствуют такие виды театра, как:

Театр картинок или магнитный театр. Они развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; действуя с различными картинками, у ребенка развивается мелкая моторика рук, что способствует более успешному и эффективному развитию речи.

Настольный театр помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

И магнитный и настольный театр, театр картинок использую на занятиях по развитию связной речи. Так при пересказе сказки или составлению рассказа по серии сюжетных картин дети, действуя с персонажами, легче их запоминают, запоминают последовательность событий. Детям это гораздо интереснее, поскольку они сами становятся создателями той или иной истории.

Третье направление. Развитие сценического мастерства и речевой деятельности:

Игра «Эмоции».

Как объяснить ребёнку, что такое эмоции?

А помогут в этом пантомимы. Детям мы всегда предлагаем для начала исследовать предмет. Обратите внимание на форму и представьте, на что похож этот предмет. Моя задача изобразить молча этот предмет в действии, а задача детей догадаться, что это. (Например, ложка, помешать, поесть). Вы нам донесли информацию с помощью жестов - это одна из составляющих проявления эмоций.

- Затем детям предлагаются игры-драматизации. Например, игра-пантомима «Жадный пес».

(Приглашается один участник из зала).

Цель. Развивать пантомимические навыки.

Педагог читает текст, дети имитируют движения по тексту:

Жадный пес — Тесто замесил,

Дров принес. Испек пирожок,

Печку затопил, Сел в уголок

Воды наносил, И съел его сам! AM!

Следующая составляющая – мимика. Теперь обратим внимание на изображение пиктограммы. Здесь чётко обозначены признаки того или иного настроения (положение бровей, уголков рта, глаз). Детям это помогает научиться определять эмоции, выражать их на своём лице.

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи формирования выразительности речи, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Для достижения этих задач используем игры-драматизации (самый «разговорный» вид театрализованной деятельности). Ни один другой вид театрализованной деятельности так не способствует развитию артистизма, выразительности движений и развитию речи, как игра-драматизация.

В результате целенаправленного использования театрализованных игр в непосредственной образовательной деятельности, а также во время свободной деятельности дети приобретают речевые навыки, на основе которых станет возможным построение связных высказываний, разовьётся мышление, память, воображение. Речь станет эмоциональнее, выразительнее и содержательнее.

Поэтому использование в работе театрализованных игр способствует полноценному развитию всех сторон связной монологической, диалогической речи детей, что становится основной предпосылкой успешного обучения в школе.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Конспект открытого занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности «В гости к сказке» в средней группеКонспект открытого занятия по развитию речи посредством театрализованной деятельности «В гости к сказке» в средней группе Тема: Развитие речи через театрализованную деятельность «В гости к сказке»Цель: интеграция образовательных областей (социализация, познание,.

Пальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театраПальчиковый театр «Теремок». Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра Пальчиковый театр «Теремок» «Развитие речи дошкольников посредством пальчикового театра» Хочу представить вашему вниманию пальчиковый.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 3 января 2023 в 11:22
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи дошкольников посредством театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Донцова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД