Татьяна Жогло
Конспект занятия по развития речи для старших дошкольников по картине Б. С. Житкова «На льдине»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Беседа по рассказу Б. С. Житкова "На льдине"
Программные задачи: Формировать представления о духовно - нравственном воспитании, умении оценивать свои поступки и поступки сверстников, обогащать словарь детей понятиями «доброта», «полезное дело». Развивать связную речь, слуховое внимание, память. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание произведения, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значения. Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения.
Публикация «Конспект занятия по развития речи для старших дошкольников по картине Б, С, Житкова „На льдине“» размещена в разделах
Материал и оборудование: портрет Б. Житкова, иллюстрация картины "На льдине", зеленые и красные кружки по количеству детей, зерна, порванная книга, грязная чашка, листок бумаги и фломастер.
Ход занятия
Дидактическая игра "Хорошо или плохо?"
Воспитатель: В семье вас любят, заботятся о вас. А ваши поступки могут радовать или огорчать близких вам людей. Я называю поступок, а вы показываете мне личико: зеленое, если порадует, и красное, если огорчит.
- Вы съели всю кашу на завтрак
- Вы подрались с другом
- Поиграл с игрушками и не убрал их на место
- Помог маме убрать в квартире
- Поймал кота и тянул его за хвост
- Перед едой не вымыл руки
- Порвал новую книжку
- Утром, придя в детский сад поздоровался со всеми детьми и взрослыми
- Хорошо вели себя в детском саду
В: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. Игровое упражнение «Закончи предложение»
В: Нашими поступками мы можем радовать и своих друзей, ведь у каждого из нас непременно есть друг. Поэтому сейчас мы поиграем в игру «Закончи предложение», я буду читать начало, а вы придумывать конец моему предложению:
- Мой друг упал и ударился, я …
- У меня есть велосипед, а у друга нет, я…
- Если у моего друга плохое настроение, я.
- Если я принес в детский сад игрушку, которой нет у моего друга, я …
- Если мой друг расстроен и плачет, я …
Основная часть занятия
В: Молодцы. Садитесь на стулья и внимательно слушаем рассказ Б. С. Житкова "На льдине".
Чтение рассказа.
В: Кто из героев вам особенно понравился? (Рыбак Андрей).
В: Папа мальчика заботился только о себе? (Он заботился обо всех рыбаках на льдине)
В: Как бы вы поступили в данной ситуации? (Как и рыбак Андрей)
В: Что сделал рыбак Андрей, чтобы спастись? (Поставил флаг, чтобы подать сигнал самолету или кораблю)
В: Что надо было сделать, чтобы беды не случилось? (Не ночевать на льду. Нельзя рыбачить в море на льду, а то можно утонуть или уплыть на льдине в море.)
В: А как надо вести себя в опасной ситуации? (Надо быть смелым, помогать слабым, искать помощь, нельзя ничего не делать и плакать.)
В: Ребята, как вы думаете, каким должен быть писатель, который пишет такие рассказы? (Тоже смелым, храбрым).
В: Молодцы ребята, вы очень внимательно слушали рассказ и поэтому смогли ответить на мои вопросы и разобраться в такой сложной ситуации.
Это очень поучительный рассказ о смелых и мужественных людях,как они боролись с трудностями и помогали друг другу.
Поэтому в опасной ситуации надо постараться не паниковать, а подумать, как помочь другим и спастись самому. Нужно выручать друг друга, думать не только о себе. Ведь, как считал писатель, написавший рассказ, Борис Степанович Житков, «Только тот по настоящему храбр, кто пренебрегает опасностью, чтобы защитить и спасти то, что дороже жизни, рискует всем ради других».
Воспитатель: Вижу, что вы знаете, какие поступки могут огорчить ваших близких. И надеюсь, что впредь вы будете совершать только хорошие поступки.
Игровое упражнение «Добрый поступок»
Детям предлагаются разнообразные предметы (зернышки, цветок, сломанная игрушка, порванная книга, грязная чашка).
В: Дети, я предлагаю вам разбиться на 4 команды и выполнить задание.
У каждой команды будет предмет, вы должны подумать и сказать.
- Что лежит на столе? Можно ли с помощью этих предметов совершить добрые поступки? Какие?
Дети: Зернышками накормить птиц, книжку подклеить, цветок полить и т. д.
В: Молодцы!
Заключительная часть
В: У меня в руках коробка добра, я предлагаю вам вспомнить добрые поступки, которые вы совершили, и положить в коробку. Я сегодня полила цветы (смайл с улыбкой ложу в коробку.)
В: Молодцы, ребята. Наша коробка с хорошими поступками останется у нас навсегда.
Занятие окончено.