Татьяна Славкина
Развитие речи детей в дошкольном периоде
▼ Скачать + Заказать документы
На дошкольном этапе с 3х до 7ми лет, при становлении речевых возможностей детей, отмечается неправильное звукопроизношение. Дети могут не выговаривать свистящие, шипящие, сонорные «Л» и «Р» звуки, так же могут наблюдаться дефекты смягчения, озвончения и йотации.
Дети трех лет зачастую имеют несовершенства в звукопроизношении:
- согласные звуки произносятся смягченно («зюбы», вместо зубы, реже наоборот, замена мягких звуков твердыми («тота», вместо тетя)
Публикация «Развитие речи детей в дошкольном периоде» размещена в разделах
- большинство детей не произносят звуки «ш, ж, ч, щ» и заменяют их обычно свистящими «с, з» : «нозик», вместо ножик, «сапка», вместо шапка.
- дети совсем не произносят звук «Р» или заменят его на звуки «Л», «ЛЬ», «В», «Вь».
- звук «Л» чаще всего смягчается, нередко заменяется звуком «Й».
- звуки «г, к, х» или отсутствуют или заменяются звуками «Т» и «Д».
Кроме того, трехлетним детям трудно дается произношение двух-трех рядом стоящих согласных звуков, они заменяют их одним звуком. Дети часто меняют звуки и слоги местами.
Постепенно к 4м – 5ти годам все эти недостатки исчезают и звукопроизношение становится правильным, речь чистой!
На протяжении периода с 3 до 7 лет у ребенка все более развивается навык слухового контроля за собственным произношением, формируется фонематическое восприятие.
К 4м – 6 годам происходит быстрое увеличение словарного запаса и достигает более 4000 слов. Значения слов уточняются и во многом обогащаются.
Параллельно с развитием словаря идет и развитие грамматического строя речи. В дошкольный период дети овладевают связной речью!
И здесь идет огромное влияние речевой среды, которая окружает детей, ведь они впитывают в себя как губка, все, что говорят близкие им люди, копируют их манеру говорить. Очень важным становятся речевые игры и упражнения с родителями. Это чтение художественной литературы: сказок, рассказов о природе и чтение энциклопедий, которые дают возможность ребенку получить ответы на все его 100 вопросов «почемучки».
В пятилетнем возрасте дети без дополнительных вопросов составляют пересказ сказки или рассказа из 40 – 50 предложений, что свидетельствует об успехах в овладении одним из трудных видов речи – монологической речью.
А что делать, если у ребенка пяти, шести лет речь не соответствует норме?
Конечно же, необходимо обратиться к специалистам. Давайте разберемся к каким?
В первую очередь это врачи: невролог, отоларинголог.
При осмотре врачом неврологом, родителям необходимо рассказать о том, что тревожит их в своем ребенке. Кроме отставания в речевом развитии у ребенка может быть нарушение моторики: крупной и мелкой. Не любит раскрашивать, плохо держит карандаш в руке. Или же ребенок не усидчив, не внимателен, долго не может сосредоточиться на какой-либо деятельности. Плохо запоминает стихи, сказки и т. д.
Если же родители, приходя к врачу говорят, что их все устраивает, а жалуются воспитатели, то вряд ли врач станет назначать лечение.
А лечение ребенку просто необходимо! Потому что такие нарушения могут быть признаками заболеваний.
Следующий врач- это отоларинголог. И здесь необходимо так же обратить внимание доктора, на то что у ребенка проблемы в речевом развитии. Ведь бывает так, что у ребенка снижен слух, и поэтому необходимо дополнительное обследование, и лечение. Так как лечение будет более эффективным если его начать вовремя!
Следующим специалистом может быть учитель-логопед, дефектолог, нейропсихолог.
Эти специалисты воздействуют на проблемы ребенка с помощью психолого-педагогических методов и приемов. Они помогут скорректировать речь ребенка, его психические процессы и улучшить их.
Зачастую родители ссылаются на то, что кто-то из близких родственников имел похожие проблемы с речью. Конечно, генетика играет свою роль, но это не значит, что не нужно оказывать помощь ребенку. Сами проблемы не исчезнут. И только на пороге школы сталкиваясь с тем, что задержка речевого развития отражается на мышлении ребенка, его ориентировке в пространстве, работе пальцев рук, письме и чтении, начинают задумываться о необходимости коррекции.
Коррекция расстройств речи очень многообразна и зависит от их характера и причин. Иногда требуется участие и такого специалиста, как стоматолог (исправление неправильного прикуса и других нарушений в полости рта).
Имея знания о нормальном речевом развитии, можно прийти к выводу: правильно ли развивается ребенок?
Нужно серьезно отнестись к недостаткам речи детей и своевременно показать малыша специалистам. Тем самым можно предотвратить многие трудности при обучении детей в школе. Ведь в нынешнее время обучение в школе в первую очередь ложится на плечи родителей!
Статью подготовила: учитель-логопед
МБДОУ д/с №9 «Солнышко»
Славкина Татьяна Николаевна.
Литература:
• Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина – Основы логопедии.
• М. А. Поваляева – Настольная книга логопеда.
• Журнал Логопед, №9/2019, Сапронова И. Д. – «Как говорит ваш ребенок?»
• Сайт Архиповой Елены Филипповны.