Светлана Шишкина
Развитие речи детей с ТНР в процессе конструктивной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Современные дети живут в очень насыщенной информационной и технологической среде. Их окружает множество роботизированных устройств и интерактивных игрушек, способствующих формированию инженерного мышления, которое, в свою очередь, формируется на основе научно – технической деятельности и конструирования. Одними из самых популярных инструментов для организации такой деятельности являются конструкторы ЛЕГО.
Публикация «Развитие речи детей с ТНР в процессе конструктивной деятельности» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Конструктор ЛЕГО мы с воспитателями используем в своей работе очень широко: в свободной деятельности, в индивидуальной работе, в процессе непрерывной образовательной деятельности, в коррекционно – развивающей работе.
В нашей группе создан уголок конструирования, где очень много развивающих конструкторов (кубики, строительные наборы, конструктор-трансформер, напольный конструктор, блочный конструктор, лего и мн. др.) Обилие разных видов технического конструирования вызывают особый интерес у детей. Ведь с его помощью ребенок может осуществить любую свою мечту: построить машину, дом, город, корабль, куклу. Любой предмет можно сконструировать с помощью Лего!
Организуя деятельность детей с использованием конструктора ЛЕГО, мы обнаружили «побочный положительный эффект» : в процессе конструирования развивается не только структурно – логическое мышление, внимание, память, мелкая моторика, но и решаются задачи по развитию речи : обогащается словарный запас, дети учатся грамматически правильно строить предложения, закрепляется умение правильно использовать в речи простые и сложные предлоги, а так же интереснее и продуктивнее проходит работа по подготовке к обучению грамоте.
Работа по включению конструктора ЛЕГО в образовательную деятельность начиналась в нашей группе со знакомства с конструктором ЛЕГО. Дети любят заниматься конструктором в свободной деятельности. После таких ознакомительных мероприятий дети в свободной деятельности по конструированию стали свободнее общаться между собой, называя правильно детали и предметы, у них появилось большее желание строить из конструктора ЛЕГО и в результате получать удовольствие от своей продуктивной деятельности.
Конструктивную деятельность мы строим совместно с воспитателями согласно тематическому планированию, подбирая разные темы для строительства. Например, «Дом, в котором я живу», «Путешествуем на транспорте», «Мое любимое животное», «Новогодняя елочка».
Работа по лексическим темам с применением ЛЕГО–конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы, развивает и другие речевые навыки. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства. Это развивает коммуникативные навыки, так как в совместной деятельности дети могут не только поинтересоваться тем, что и как, делают другие, но и получить, или дать совет о способах крепления, обменяться деталями или даже объединить свои модели для более масштабной конструкции. При этом участники совместной деятельности решают возникающие проблемы, общаются и советуются друг с другом.
С помощью ЛЕГО – элементов воспитатели разрабатывают различные пособия и используют их для проведения дидактических игр и упражнений, целью которых является развитие высших психических функций, коррекция речи, формирование коммуникативных навыков, развитие творческих способностей, интереса к обучению грамоте, создание благоприятной эмоциональной атмосферы на занятии. Например:
• ДИ «Чудесный мешочек» - развитие речи, тактильного восприятия формы предмета (педагог помещает разнообразные детали в мешочек, и просит найти определённой формы овал и тд);
• ДИ «Запомни и повтори» - коррекция памяти, мышления и речи (педагог собирает постройку, подробно разбирает её с детьми, из каких деталей она состоит; затем скрывает постройку от глаз детей, а ребята по памяти её воспроизводят);
• ДИ «Запомни и выложи ряд» - выставляется ряд деталей с соблюдением закономерности формы, дети выклыдывают этот ряд затем по памяти.
Также воспитатели применяют такую форму работы как «конструирование по условиям». Не давая детям образца построек, рисунков и способов ее возведения, определяя лишь условия, которым постройка должна соответствовать.
Применение дидактических упражнений с использованием LEGO–элементов помогает проведению занятий по формированию лексико – грамматического строя речи, а так же по подготовке и обучению грамоте. Чтобы детям было легче понять термин «звук», использую LEGO, опираясь на его цветовую гамму. Для этого использую ЛЕГО человечков в разноцветных костюмчиках: в красных – гласные звуки, в синих – твёрдые согласные, в зелёных – мягкие согласные. Предлагаю детям провести звуковой анализ слова. Например:
• Гласный звук А пришёл в гости к своему другу согласному звуку П. они встали рядом и получился слог ПА. Сколько звуков в слоге? Назови первый (второй? Сколько гласных звуков? Сколько согласных твёрдых? Какой по счёту гласный (согласный) звук?
Позднее при анализе слов, человечек устанавливается на кирпичек 2*2, символизирующий слог. Таким образом определяем количество слогов в слове.
Для проведения анализа предложения используем короткие и длинные кирпичики: короткие и длинные слова.
Употребление предлогов в речи отрабатываем на сюжетных ситуациях. Для этого используем постройки, которые были выполнены детьми в свободной деятельности (предметы мебели, транспорт и др). Обыгрываются ситуации: накрываем на стол; рассади гостей; отправляемся в путешествие, кто где спрятался и др.
Игры с ЛЕГО способствуют развитию не только лексикона ребёнка, но и позволяют сформировать грамматическую составляющую речи. Во время построения сюжета отрабатывается навык согласования числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, формообразование существительных, принципы словообразования глаголов с использованием различных приставок, образование сложных слов.
Работа по развитию и пополнению активного словаря с применением ЛЕГО–технологий делает образовательный процесс более результативным. В результате системной и углубленной работы с конструктором ЛЕГО у детей повысилась коммуникативная активность, сформировалось умение работать индивидуально, в паре, в группе, усовершенствовались творческие способности, повысилась мотивация к обучению.
Важную роль так же занимает работа с родителями. После проведения опроса и выявления проблем и трудностей у родителей с детьми в конструировании, для родителей проводили консультации («Почему конструктор лучше другой игрушки?», «Конструирование в детском саду», беседы. Для организации игр разработаны буклеты: «В мире конструирования», «Конструирование – фундамент всестороннего развития ребёнка». Так родители с детьми стали чаще заниматься конструированием дома. А с семьёй Коршикова Егора мы приняли участие во Всероссийском инженерном марафоне 2020 и стали победителями в номинация «Дружная инженерная семья». Был разработан проект «Парад Победы».
По итогам проделанной работы по применению LEGO–технологий в речевом развитии детей прослеживается положительная динамика.
Таким образом, всё выше изложенное, позволяет сделать вывод: применение LEGO технологии в условиях интеграции образовательных областей способствует речевому развитию дошкольников.