Папки-передвижки

Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности

Марлена Соловьева
Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Речь – это важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром. Без речи, без звучащего слова жизнь была бы скучна и неинтересна. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего развития ребенка.

Публикация «Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности» размещена в разделах

Первые годы жизни ребёнка являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и речевого развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка. Одно из основных условий нормального развития малыша - своевременное и полноценное формирование речи. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.

Младенчество является подготовительным этапом в развитии речи, когда закладываются предпосылки понимания речи взрослых и активного употребления слов. Причем пассивная речь осваивается ребенком быстрее, чем активная. Развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения с взрослым. Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят, но очень рано начинает реагировать на слова взрослых. На первом году жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса взрослого, особенно чувствителен к интонациям, с которыми к нему обращается взрослый, к мимике, с которой сопровождается высказывание.

Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в предметно – познавательную деятельность. Одним из видов такой деятельности является рисование.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельности является функция слова: всё, что находится вокруг ребёнка, всё, что он делает и как делает, получает название. Рисование имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов, что оказывает положительное влияние на речевое развитие. В процессе продуктивной деятельности происходит осуществление тесной связи слова с действием. Рациональное использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, потешек, которые помогают создать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи.

Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается усидчивость, тренируется рука и глаз. По мнению учёных, развитие руки определяет общее развитие ребёнка. Поэтому изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявляются в будущем в любых видах деятельности.

Во время непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с такими техниками нетрадиционного рисования, как: печать ладошкой, пальчиковая живопись, рисование кремом и пеной, вареньем, поролоновой губкой, печать листьями, кляксография, пластилинография, рисование при помощи готовых штампов (катушка от ниток, картофель, песочная анимация, пуантилизм.

Все эти техники позволяют сделать процесс увлекательным и развивающим, формировать словарь, важнейшие речевые умения и навыки.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Рисование ладошками и пальчиками:

В ходе рисования ладошками и пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, которые педагог сопровождает потешками, маленькому ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает большое количество краски, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге.

Рисование кремом и пеной:

Это не только эффективно, но и весело. Можно рисовать пальчиками веселые рожицы, затем размазывать их ладошкой по поверхности, весело шлепать ладошкой, при этом ребенок испытывает удивление и восторг. Упражнения будут полезны не только для речевого развития, но и для повышения тактильной чувствительности крохи, знакомства с новыми ощущениями.

Рисование вареньем:

Рисование вареньем очень увлекательное занятие. Необходимо нарисовать изображение животного или героя сказки, губы ребенка смазать вареньем и отпечатать на заготовке. Рисование вареньем используется в качестве артикуляционной гимнастики с пищевым подкреплением, что способствует развитию мышц артикуляционного аппарата.

Штампование:

Простая и интересная техника. Вместо обычных магазинных штампов можно использовать подручные средства : листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку. Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции.

Печать картофелем:

Привлекает детей своей необычностью печать картофелем. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки. Рисование штампами способствует формированию и развитию различных видов захвата, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Печать листьями:

С детьми раннего возраста можно печатать листьями. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Отпечатки можно превратить в деревья, рыбок, животных.

Открытка в технике паспарту (трафарет) :

Паспарту – рамочка, которую нужно сделать заранее. Для этого в центре листа (формат А4) необходимо нарисовать контур бабочки, птички, яблока, машины и т. д. Затем вырезать его. На чистый лист бумаги приложить паспарту, нанести немного пальчиковой краски. Ребенок размазывает ее, шлепает по листу ладошками и оставляет следы. Скоро лист станет разноцветным и ярким (можно использовать данную технику, используя маркеры, фломастеры, краски и кисти). Далее на глазах у ребенка снять паспорту. Ребенок будет очень удивлен и рад, когда увидит яркую бабочку, птичку, машину или листик на белом фоне. Описать картину.

Рисование губкой:

Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и однообразных занятий. Все что потребуется для создания шедевра — поролоновые губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.

Кляксография:

Очень веселое занятие, которое заставляет работать воображение и раскрывает творческий потенциал, также способствует развитию дыхательного аппарата. Техника пригодится для создания красивых узоров и растительных мотивов. Надо поставить кляксу на бумаге и с помощью обычной коктейльной трубочки раздуть ее в разные направления, пытаясь создать желаемый образ. Эта техника способствует развитию артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. Создавая изображения с помощью выдувания красок (рисование мыльными пузырями, кляксографии, дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ и осуществляют своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую для развития речи.

Пуантилизм:

Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, но также прививает усидчивость и внимательность. Создается эскиз карандашом (или используются готовые шаблоны, схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, дети точечно раскрашивают композицию.

Аппликация:

Одна из техник изодеятельности. Может быть и традиционной, обрывной, из природного материала. Развивает воображение, мелкую моторику, координацию движений, внимание, память, цветовосприятие.

Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное влияние рисования на развитие речи : каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует всестороннему развитию ребёнка : Расширению представлений о предметах, формированию эмоционального восприятия окружающего мира, активизации речи и познавательных функций, приобретению детьми сенсорного и сенсорно – моторного опыта, развитию тактильно-кинестетической чувствительности, внимания и усидчивости.

Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник, дает возможность развить творческие способности детей раннего возраста. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать и творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет, восхищает.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник для дошкольников и младших школьниковПерспективное планирование по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник для дошкольников и младших школьников Нетрадиционные формы изодеятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искaть, экспериментировaть, а самое главное,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

«Новогодние хлопоты». Детские работы с использованием нетрадиционных техник изодеятельности«Новогодние хлопоты». Детские работы с использованием нетрадиционных техник изодеятельности Ну вот и наступила, зима! Наступили предновогодние хлопоты! В каждом детском саду, школе ребята готовятся к новогодним елкам. Учат стихи.

Фотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском садуФотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском саду Большое внимание в работе с детьми раннего возраста необходимо уделять приобретению детьми сенсорного и сенсорно - моторного опыта. Акцент.

Иллюстрации с использованием нетрадиционных техник рисования «Истории рыжего кота Мурлыки» для детей старшего возрастаИллюстрации с использованием нетрадиционных техник рисования «Истории рыжего кота Мурлыки» для детей старшего возраста Сегодня, дорогие друзья и гости странички, расскажу вам о моих художниках старшего возраста. У них получилась целая серия рисунков, герой.

Конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования (ладошками и пальчиками) во второй группе раннего возрастаКонспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования (ладошками и пальчиками) во второй группе раннего возраста Конспект занятия Во второй группе раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования (ладошками и пальчиками). «Цветочки.

Мастер-класс для педагогов по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования по мокрой смятой бумагеМастер-класс для педагогов по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования по мокрой смятой бумаге Цели. 1. Расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. 2. Способствовать.

«На далеком Севере». НОД в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник изодеятельности«На далеком Севере». НОД в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник изодеятельности Интеграция областей: Познание, коммуникация, художественное творчество. Цель:развитие творческих способностей детейЗадачи:Уточнить знания.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 18:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марлена Соловьева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД