МААМ-картинки

Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности

Марлена Соловьева
Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности.

Речь – это важнейший психический процесс, обеспечивающий любому ребёнку взаимодействие с социальным миром. Без речи, без звучащего слова жизнь была бы скучна и неинтересна. Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека. Речь не является врождённой способностью, а развивается параллельно с физическим и умственным развитием и служит показателем общего развития ребенка.

Темочки:

Первые годы жизни ребёнка являются периодом наиболее интенсивного физического, психического и речевого развития. От того, в каких условиях оно будет протекать, будет зависеть будущее ребёнка. Одно из основных условий нормального развития малыша - своевременное и полноценное формирование речи. Именно ранний возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, чёткой, красивой речи.

Младенчество является подготовительным этапом в развитии речи, когда закладываются предпосылки понимания речи взрослых и активного употребления слов. Причем пассивная речь осваивается ребенком быстрее, чем активная. Развитие речи ребенка неразрывно связано с возникновением и ростом потребности общения с взрослым. Младенец еще не понимает значения того, что ему говорят, но очень рано начинает реагировать на слова взрослых. На первом году жизни он особым образом реагирует на ритмико-мелодические звуки голоса взрослого, особенно чувствителен к интонациям, с которыми к нему обращается взрослый, к мимике, с которой сопровождается высказывание.

Ребёнок раннего возраста охотно вовлекается в предметно – познавательную деятельность. Одним из видов такой деятельности является рисование.

Первым шагом в развитии понимания речи на занятиях изобразительной деятельности является функция слова: всё, что находится вокруг ребёнка, всё, что он делает и как делает, получает название. Рисование имеет большое познавательное, воспитательное и коррекционное значение благодаря многообразию наглядности. Ребёнок в продуктивной деятельности опирается одновременно на несколько анализаторов, что оказывает положительное влияние на речевое развитие. В процессе продуктивной деятельности происходит осуществление тесной связи слова с действием. Рациональное использование образных сравнений, стихотворных текстов, загадок, потешек, которые помогают создать характеристики объектов, способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи.

Рисование – одно из самых больших удовольствий для ребёнка. Оно приносит малышу много радости. В процессе изобразительной деятельности дети приобретают способность всматриваться, вслушиваться, ощущать, анализировать предметы, явления, видеть в них общее и отличное. У них развивается усидчивость, тренируется рука и глаз. По мнению учёных, развитие руки определяет общее развитие ребёнка. Поэтому изобразительная деятельность крайне важна не столько для овладения умением рисовать, сколько для развития общих способностей, которые проявляются в будущем в любых видах деятельности.

Во время непосредственно образовательной деятельности дети знакомятся с такими техниками нетрадиционного рисования, как: печать ладошкой, пальчиковая живопись, рисование кремом и пеной, вареньем, поролоновой губкой, печать листьями, кляксография, пластилинография, рисование при помощи готовых штампов (катушка от ниток, картофель, песочная анимация, пуантилизм.

Все эти техники позволяют сделать процесс увлекательным и развивающим, формировать словарь, важнейшие речевые умения и навыки.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Рассмотрим подробнее каждую из них.

Рисование ладошками и пальчиками:

В ходе рисования ладошками и пальчиками дети воспроизводят разнообразные движения (пришлепывание, прихлопывание, размазывание, которые педагог сопровождает потешками, маленькому ребенку будет полезно и интересно изучить возможности собственной руки, ведь с помощью одной – единственной ладошки можно получить огромное количество самых разных отпечатков, а дополнив их собственной фантазией, превратить в настоящие шедевры.

Знакомство с техникой «пальцеграфия» начинается после освоения азов рисования ладошками: она сложнее и требует более целенаправленных движений. В отличие от кисти, гладкая поверхность пальца не удерживает большое количество краски, поэтому для создания картин лучше «примакивать», «растирать» или «печатать» красками по бумаге.

Рисование кремом и пеной:

Это не только эффективно, но и весело. Можно рисовать пальчиками веселые рожицы, затем размазывать их ладошкой по поверхности, весело шлепать ладошкой, при этом ребенок испытывает удивление и восторг. Упражнения будут полезны не только для речевого развития, но и для повышения тактильной чувствительности крохи, знакомства с новыми ощущениями.

Рисование вареньем:

Рисование вареньем очень увлекательное занятие. Необходимо нарисовать изображение животного или героя сказки, губы ребенка смазать вареньем и отпечатать на заготовке. Рисование вареньем используется в качестве артикуляционной гимнастики с пищевым подкреплением, что способствует развитию мышц артикуляционного аппарата.

Штампование:

Простая и интересная техника. Вместо обычных магазинных штампов можно использовать подручные средства : листья деревьев, цветы, разрезанные половинки фруктов и овощей, дно бутылки или стакана и все то, что попадется под руку. Предмет необходимо покрыть краской и смело отпечатывать на листе. Получаются интересные и творческие работы-композиции.

Печать картофелем:

Привлекает детей своей необычностью печать картофелем. Печатка является одним из интереснейших, доступных ребенку способов исполнения рисунка. Истоки её лежат в древних ремеслах украшения ткани набойкой, использования пряничных досок и т. д. Эта техника позволяет многократно изображать один и тот же предмет, составляя из его отпечатков разные композиции. Прежде чем печатать, необходимо изготовить сами инструменты – печатки. Для этого берут картофель, разрезают пополам и на гладкий срез наносят шариковой ручкой рисунок печатки, затем аккуратно вырезают форму по контуру, чтобы она возвышалась над рукояткой на высоту 1-1,5 см. Рукоятка должна быть удобна для руки. Рисование штампами способствует формированию и развитию различных видов захвата, мелкой моторики и зрительно-моторной координации.

Печать листьями:

С детьми раннего возраста можно печатать листьями. Ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает окрашенной стороной для получения отпечатка. Отпечатки можно превратить в деревья, рыбок, животных.

Открытка в технике паспарту (трафарет) :

Паспарту – рамочка, которую нужно сделать заранее. Для этого в центре листа (формат А4) необходимо нарисовать контур бабочки, птички, яблока, машины и т. д. Затем вырезать его. На чистый лист бумаги приложить паспарту, нанести немного пальчиковой краски. Ребенок размазывает ее, шлепает по листу ладошками и оставляет следы. Скоро лист станет разноцветным и ярким (можно использовать данную технику, используя маркеры, фломастеры, краски и кисти). Далее на глазах у ребенка снять паспорту. Ребенок будет очень удивлен и рад, когда увидит яркую бабочку, птичку, машину или листик на белом фоне. Описать картину.

Рисование губкой:

Отличный вариант для тех, кто не любит скучных и однообразных занятий. Все что потребуется для создания шедевра — поролоновые губки, ножницы, краски, лист бумаги и хорошее настроение! Из губок вырезаем причудливые формы, проявляем свою фантазию. Заранее можно продумать сюжет картины и вырезать персонажей или фигуры орнамента. Далее губки нужно намочить яркой краской и отпечатать на бумаге. Такой способ можно смело сочетать с техникой «паспарту», оформив узор в интересную рамку.

Кляксография:

Очень веселое занятие, которое заставляет работать воображение и раскрывает творческий потенциал, также способствует развитию дыхательного аппарата. Техника пригодится для создания красивых узоров и растительных мотивов. Надо поставить кляксу на бумаге и с помощью обычной коктейльной трубочки раздуть ее в разные направления, пытаясь создать желаемый образ. Эта техника способствует развитию артикуляционного аппарата и правильного речевого дыхания. Создавая изображения с помощью выдувания красок (рисование мыльными пузырями, кляксографии, дети незаметно для себя укрепляют мышцы губ и осуществляют своеобразную дыхательную гимнастику, необходимую для развития речи.

Пуантилизм:

Пуантилизм или рисование ватными палочками, не только развивает мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию, но также прививает усидчивость и внимательность. Создается эскиз карандашом (или используются готовые шаблоны, схематично отмечая расположение предметов, а затем, с помощью обычных ватных палочек, дети точечно раскрашивают композицию.

Аппликация:

Одна из техник изодеятельности. Может быть и традиционной, обрывной, из природного материала. Развивает воображение, мелкую моторику, координацию движений, внимание, память, цветовосприятие.

Все вышеперечисленные техники доказывают эффективное влияние рисования на развитие речи : каждая из них активирует моторику и задействует речевые центры мозга.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует всестороннему развитию ребёнка : Расширению представлений о предметах, формированию эмоционального восприятия окружающего мира, активизации речи и познавательных функций, приобретению детьми сенсорного и сенсорно – моторного опыта, развитию тактильно-кинестетической чувствительности, внимания и усидчивости.

Приобретая опыт рисования в нетрадиционной технике, ребенок преодолевает неуверенность, и дальнейшее творчество будет доставлять ему только удовольствие. Рисование с использованием нетрадиционных материалов и нестандартных техник, дает возможность развить творческие способности детей раннего возраста. При содействии взрослых дети учатся мыслить, находить необычное применение обычным вещам, начинают экспериментировать и творить, у них возникают новые идеи, связанные с комбинированием разных материалов. Рисование нетрадиционными способами - это увлекательная и завораживающая деятельность для детей, которая удивляет, восхищает.

Публикации по теме:

Перспективное планирование по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник для дошкольников и младших школьниковПерспективное планирование по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник для дошкольников и младших школьников Нетрадиционные формы изодеятельности - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искaть, экспериментировaть, а самое главное,.

Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования»Фотоотчет «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования» Тема моего самообразования называется "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисованияРазвитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования Кухарева Ирина Отчёт по самообразованию «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через нетрадиционные техники.

«Новогодние хлопоты». Детские работы с использованием нетрадиционных техник изодеятельности«Новогодние хлопоты». Детские работы с использованием нетрадиционных техник изодеятельности Ну вот и наступила, зима! Наступили предновогодние хлопоты! В каждом детском саду, школе ребята готовятся к новогодним елкам. Учат стихи.

Фотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском садуФотоотчет «Творчество детей раннего возраста». Применение нетрадиционных техник изодеятельности в детском саду Большое внимание в работе с детьми раннего возраста необходимо уделять приобретению детьми сенсорного и сенсорно - моторного опыта. Акцент.

Иллюстрации с использованием нетрадиционных техник рисования «Истории рыжего кота Мурлыки» для детей старшего возрастаИллюстрации с использованием нетрадиционных техник рисования «Истории рыжего кота Мурлыки» для детей старшего возраста Сегодня, дорогие друзья и гости странички, расскажу вам о моих художниках старшего возраста. У них получилась целая серия рисунков, герой.

Конспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования (ладошками и пальчиками) во второй группе раннего возрастаКонспект занятия с использованием нетрадиционных техник рисования (ладошками и пальчиками) во второй группе раннего возраста Конспект занятия Во второй группе раннего возраста с использованием нетрадиционных техник рисования (ладошками и пальчиками). «Цветочки.

Мастер-класс для педагогов по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования по мокрой смятой бумагеМастер-класс для педагогов по изодеятельности с использованием нетрадиционных техник рисования по мокрой смятой бумаге Цели. 1. Расширить знания педагогов в вопросах об использовании нетрадиционных техник в изобразительной деятельности детей. 2. Способствовать.

«На далеком Севере». НОД в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник изодеятельности«На далеком Севере». НОД в подготовительной группе с использованием нетрадиционных техник изодеятельности Интеграция областей: Познание, коммуникация, художественное творчество. Цель:развитие творческих способностей детейЗадачи:Уточнить знания.

Презентация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования» В дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности
Опубликовано: 27 декабря 2022 в 18:10
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей раннего возраста с использованием нетрадиционных техник изодеятельности» (включая файлы) размещена пользователем Марлена Соловьева (УИ 399211) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД