светлана лаврова
Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность.
Вопрос развития речи детей в раннем возрасте является актуальным. В этом возрасте закладывается основа речевых умений, формируется потребность в общении, развиваются голосовые реакции, артикуляционный аппарат, речевое дыхание, слуховое внимание, фонематический слух, восприятие и понимание речи взрослого, подражание звукам и словам, запоминание слов, произвольность употребления усваиваемых слов в целях общения.
Публикация «Развитие речи детей раннего возраста через театрализованную деятельность» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2020
Также необходимо отметить, что в этот период очень важно развивать понимание речи, через расширение ориентировки в пространстве, учить узнавать и называть признаки предметов, героев рассказов, стихов, потешек, понимать и соблюдать простейшие правила поведения.
Эффективным средством развития речи у детей раннего возраста считается театральная деятельность, в которой создаются подходящие условия для воспитания чувства партнерства и усвоения методов положительного сотрудничества, способствует созданию тесных взаимосвязей между членами группы, корректирует отрицательные моменты во взаимоотношениях дошкольников. Театральная деятельность, неиссякаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате этой деятельности дошкольник постигает мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу, познаёт радость, взаимосвязанную с преодолением сложностей в общении, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность позволяет выстроить педагогический процесс в соответствии с ФГОС ДО. Она содержит в себе музыку, художественное слово, художественное оформление, пластику, движение, и по своей сути, является игрой, которая является важной деятельностью для ребенка. В ней ребенок развивается всесторонне. Он общается, повторяет слова, учит текст, в игровой форме учится правильно произносить звуки и строить предложения.
В работе с детьми дошкольного возраста педагогами используются следующие формы театральной деятельности :
- игры и постановки, кукольный театр на развитие звукопроизношения, построения словосочетаний и коротких предложений;
- игры на развитие мимики и жестов : «Эмоции друзей», «Радостно и печально», «Различные ладошки», «Вертолёты загудели», «Ох, ох что за гром?», «Где мы были мы не скажем, а что делали- покажем», «Зеркало»;
- игры на развитие коммуникативных способностей дошкольников: «Любимое имя», «Вместе поиграем», «Паровозик»;
- артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Хоботок», «Лягушка» и др; проговаривание скороговорок, чистоговорок для отрабатывания сложных звуков;
- пальчиковые игры;
- игры на вырабатывание у детей навыков позитивного общения с ровесниками: «До свидания - здравствуй», «Доброта», «Пора вставать» и т. д.
- обыгрывание и инсценировка сказок, например, «Теремок», «Репка» и др.
Для проведения игр – театрализаций подбирают художественное произведение, которые соответствуют возрастным возможностями детей и программными требованиями. А также можно театрализацию адаптировать под детей данного возраста. Текст произведения в театральной деятельности педагог выбирает хорошо знакомый детям, чтобы они узнавали персонажей на картинках и игрушках.
Таким образом, театральная деятельность оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка раннего возраста. Она стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, совершенствует артикуляционный аппарат. Театральная деятельность очень увлекает детей. Дети усваивают богатство родного языка, его выразительные средства. Учатся говорить четко, чтобы его все поняли, учатся быстро запоминать слова персонажей, часто импровизируют. Их речь становится более выразительной, грамотной, увеличивается способность подражать, воспроизводить услышанное. Речь через использование театральной деятельности становится средством познания окружающего, продолжает обогащать ее смысловое содержание.
Список литературы
1. Алексеева, М. М., Яшина, В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Тест]/ М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - М. : Просвещение, 2014. –238 с.
2. Голдобина, Е. Г., Быканова, Н. Ю. Театрально-игровая деятельность [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). - Уфа: Лето, 2015. - С. 50-52
3. Зимина, И. А. Театр и театрализованные игры в детском саду [Тест]//Дошкольное воспитание, 2015. - № 4. – С. 74
4. Тихеева, Е. И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). [Тест] Пособие для воспитателей дет. сада /Под ред. Ф. А. Сохина. – 5-е изд. – М. : Просвещение, 2013. – 159 с.