Елена Рыбина
Развитие речи детей посредством приучения их к художественной литературе
▼ Скачать + Заказать документы
Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду это речевое развитие, речевое общение. Эта задача включает ряд специальных, частных задач: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, обучение разговорной (диалогической) речи, развитие связной монологической речи, воспитание интереса к художественному слову, подготовка к обучению грамоте. В детском саду дошкольники, усваивая родной язык, овладевают важнейшей формой речевого общения – устной речью. Речевое общение в его полном виде – понимание речи и активная речь – развивается постепенно.
Публикация «Развитие речи детей посредством приучения их к художественной литературе» размещена в разделах
- Литературная деятельность
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
И этому в полной мере служит использование педагогами художественного слова, т. е. художественной литературы. Она служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребёнка.
В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и даёт ребёнку прекрасные образцы русского литературного языка. Эти образцы различны по своему воздействию: в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в словах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед нами меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми образными выражениями, сравнениями.
В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Если сказка по содержанию невелика, можно рассказать её 2 -3 раза, а можно повторить только самые яркие моменты. После рассказывания лучше предложить детям вспомнить наиболее понравившиеся или запомнившиеся моменты и повторить их словами сказки (передавая силу голоса и тембр, сказка «Маша и медведь»). Повторяя эти
строки дети лучше усваивают содержание и учатся интонационно передавать слова её героев.
Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх.
Народ — непревзойденный учитель речи детей. Ни в каких других произведениях, кроме народных, вы не найдете такого идеального расположения труднопроизносимых звуков, такого удивительно продуманного сведения рядом слов, едва отличающихся друг от друга по звучанию. Например: «Был бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа»; «Сшит колпак не по-колпаковски, надо его переколпаковать, кто его переколпакует, тому полколпака гороху».
Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Такие как А. Барто «Игрушки» с несложным содержанием, близким к опыту ребёнка, выражено в простой и доступной форме: смежная рифма, короткие стихотворные строчки. Повторяя их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.
В младшем возрасте большое значение имеет воспитание звуковой культуры речи : при чтении стихов, потешек необходимо научить ребёнка произносить их не спеша, чётко выговаривая каждое слово.
После чтения рассказов и стихотворений, содержание которых близко и доступно каждому ребёнку, можно напомнить аналогичные факты из их собственной жизни. Например, после чтения рассказа «Ясочкин садик»
Н. Забилы спросить, играют ли они со своими игрушками в детский садик и как играют или с кем. И пусть, отвечая на этот вопрос дети строят своё высказывание только из одного-двух простых предложений, но это уже подготовка к последующему развитию связной речи.
Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.
В среднем дошкольном возрасте углубляется работа по развитию восприятия литературных произведений детьми, по формированию способности глубже вникать в содержание. Дети ярче выражают своё отношение к героям и описываемым событиям, осознают возникающие у них чувства. Тематика литературных произведений более разнообразна. Однако в средней группе можно заострять внимание детей на некоторых особенностях литературного языка (образные слова, некоторые эпитеты и сравнения) Это закладывает основы дальнейшего развития поэтического слуха. При чтении стихотворений педагог, выделяя ритмичность, музыкальность, напевность стиха, подчёркивая образные выражения, развивает у своих воспитанников способность замечать красоту и богатство родного языка.
Обращая внимание на чёткость и отчётливость произнесения звуков и слов, мы развиваем звуковую культуру речи, стремимся, чтобы эти навыки были перенесены в обычную разговорную речь.
В средней группе продолжается работа над обогащением словаря. Как и в младшей, здесь необходимо закреплять слова, усвоенные в образовательной деятельности. В этом возрасте продолжается подготовка ребёнка воспринимать не только эмоционально, но и разумом то, что он слышит. Дети научаются для выражения своих мыслей отбирать слова, точно передающие, то, что они хотят сказать. А это является основой для последующего развития всех сторон речи.
В старшем дошкольном возрасте дети проявляют собственно художественное отношение к литературе. Характерным становится избирательность к произведениям определённого вида. Дети старшего возраста способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание. Они могут различать жанры литературных произведений и некоторые специфические особенности каждого жанра.
И поэтому надо воспитывать способность наслаждаться художественным образом, словом, закладывая тем самым основу для формирования любви к родному языку, к его точности и выразительности, меткости и образности.
Так как в этом году мы уже перешли на работу с учётом федеральных государственных требований, поэтому все эти задачи решаем через следующие методы литературного развития : инсценирование, рассматривание иллюстраций, игры-драматизации, двигательные
импровизации. Нужно отметить, что, развивая речь детей, посредством приобщения их к художественной литературе мы формируем внимание,
мышление, память, усидчивость. Это способствует подготовке ребёнка к обучению в школе. А чтение литературных произведений доводит до сознания детей неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в самостоятельной деятельности – словесном творчестве. И это всё оказывает положительное влияние на развитие речи детей.