Надежда Платонова
Развитие речи детей посредством народного декоративно — прикладного искусства. Консультация для воспитателей.
▼ Скачать + Заказать документы
С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Оно обладает нравственной, эстетической, художественной ценностью, воплощает в себе исторический опыт многих поколений, помогает понять культуру своего народа. Знакомство детей с народными промыслами России позволяет детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну. [1]
Публикация «Развитие речи детей посредством народного декоративно — прикладного искусства, Консультация для воспитателей,» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Фольклор, народная культура. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
Декоративность, выразительность, образно – эмоциональное отражение мира оказывает сильное воздействие на ребёнка, который мыслит ощущениями. Декоративное искусство вносит в мир ребёнка радость, бодрые ритмы, даёт положительные эмоции, помогает очиститься от негативных переживаний, снимает тревожность, замкнутость. Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание их речи.
Изображение же орнаментов позволяет не только совершенствовать приё мы работы: при повторе узоров легче усвоить способ деятельности, отработать силу нажима и амплитуду движений, но и успокаивает, снимает раздражительность благодаря ритмичности расположения элементов узора, симметрии и соразмерности.
Яркие зрительные образы эмоционально воспринимаются детьми и дают содержание для их речи.
Развитие речи детей осуществляется на всех этапах образовательной деятельности детей по знакомству с русским народным декоративно – прикладным искусством.
Цель вводной части занятия – подготовка к восприятию изделий, создание положительного эмоционального фона. Для этого мы используем пословицы, стихотворные тексты, сказки о промыслах, которые способствуют развитию у детей образного восприятия и обогащению речи детей выразительными средствами. В основной части ребята узнают название промысла, название предметов (матрёшка, свистулька, ладья, братина, ендова, ковш, кумган и т. п., материалы, из которого их изготавливают (глина, керамика, майолика, древесина, элементы росписи (розан, бутон, гирлянда, травка, агашка, кудрины).
Большое значение в обучении продуктивной деятельности имеет обследование предметов, которое предполагает участие различных анализаторов. Так, при знакомстве с дымковской игрушкой, дети гладят пальцами глиняную игрушку, делают вывод: керамика шершавая, пористая, толстостенная, издаёт глухой звук, если постучать внутри. А при обследовании изделий гжельских мастеров ребята замечают, что фарфор тонкий, гладкий, звонкий. Таким образом, мы обращаем внимание на различные признаки предметов, тем самым, помогая строить детям противопоставленную речь.
При рассмотрении узора хорошо подходит обучение образному сравнению: на хохломских чашках травка «огнём горит», гжель похожа на мрамор или морозные узоры на стекле, дымковская игрушка – на сказку. [3]
Дети узнают об истории народных промыслов. А для того, чтобы ребята запомнили особенности народного промысла и в дальнейшем могли самостоятельно составить рассказ о промысле, мы используем предметно – схематические модели. Модели, передавая строение рассказа, его последовательность, служат своеобразным наглядным планом для создания описательных рассказов.
Далее, во время показа, ведётся непрерывный разговор, мы обозначаем словом всё, что происходит на бумаге. Такое комментирование позволяет уточнить значения слов, обозначающих действия.
Во время продуктивной деятельности, когда дети создают узор, они отвечают на вопросы педагога о том, какое действие они производят в данный момент, в какой последовательности выполняют элементы росписи, что только ещё намереваются делать, то есть дети наблюдают свои действия, слышат, как анализирует их взрослый, осмысливают их. [4]
При подведении итогов продуктивной деятельности мы используем такие игровые приёмы, как «Ярмарка», когда один ребёнок выступает в роли продавца, а другой в роли покупателя. Продавец рекламирует свои изделия, а покупатель расспрашивает о качестве товара. При этом у детей развивается не только речь, но и эмоциональность, а в этом так нуждаются наши дети; «Встреча барышень», «Козлик и баран», когда герои выясняют, кто из них краше. Этот приём помогает развивать диалоговую речь. А так же мы составляем описательные рассказы, опираясь на схему, придумываем сказки.
Нами используются разнообразные формы организации детей : занятия подгруппами, где каждый ребёнок имеет большую возможность для высказываний; индивидуальные занятия, на которых активизируется речь детей замкнутых, стеснительных.
Таким образом, знакомство с русским народным декоративно – прикладным искусством даёт богатый материал для развития речи детей.
Список литературы
1. Народное искусство в воспитании детей/Под ред. Т. Комаровой. – М. ,1997.
2. Соколова М. С. Художественная роспись по дереву. Технология народных художественных промыслов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
3. Скоролупова О. А. Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно – прикладным искусством. - М. :ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2003г.
4. Чевелёва Н. А. Исправление речи у заикающихся детей. Пособие для логопедов и воспитателей логогрупп. – М. :Просвещение, 1986г.