Альфия Мугдасимова
Развитие речи детей младших дошкольников на основе использования здоровьесберегающих технологий
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей младших дошкольников на основе использования здоровьесберегающих технологий.
Публикация «Развитие речи детей младших дошкольников на основе использования здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В рамках введения ФГОС дошкольного образования повышаются требования к уровню развития речи воспитанников детского сада как одного из условий успешного дальнейшего обучения в школе. Ребенок должен уметь использовать речь в качестве средства общения, строить связное, грамматически правильное монологическое высказывание и вести диалог.
Также необходимо, чтобы у него был развит фонематический слух и артикуляционные умения, сформированы основы интонационной культуры речи. Ребенок должен иметь достаточный словарный запас, уметь воспринимать на слух тексты и пересказывать их.
Известный факт, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Развитие мелкой моторики рук важно потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений рук, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать, писать, выполнять множество бытовых и учебных действий. Поэтому упражнения на развитие «ручной умелости» занимают значительное место в режиме дня. Используем разные виды упражнений: пальчиковую гимнастику с музыкальным сопровождением и без него, пальчиковые шаги, игры с мелкими предметами, бельевыми прищепками, шнуровки, пособия для откручивания и закручивания крышек и др.
Кроме упражнений для кистей и пальцев рук, на своих занятиях использую гимнастику для глаз. Эти упражнения способствуют развитию концентрации внимания, обеспечивают межполушарное взаимодействие, навыки волевой регуляции, умение управлять движениями и контролировать свое поведение.
В последнее время в среде педагогов и родителей возрастает интерес к массажу пальцев рук. Доказано, что даже самый примитивный массаж, заключающийся в сгибании и разгибании пальцев малыша, вдвое ускоряет процесс овладения им речью. Массаж пальцев ребенка традиционно использовала этнопедагогика. Яркий пример тому – потешка о сороке-вороне, которая сварила детям кашу, и те движения, которыми она сопровождается. Мы выполняем с детьми массаж пальцев, ладоней, используя су-джок массажеры, музыкальное пособие Е. Железновой «Гимнастика с мамой», а также при помощи подручных материалов: карандашей, шишек ели и сосны, бумаги, грецких орехов и др.
Одним их условий формирования речи является правильное дыхание. Поэтому регулярно используем дыхательную гимнастику, которая укрепляет дыхательную мускулатуру, развивает речевое дыхание, повышает сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям, выносливость при физических нагрузках. Для упражнений используем пособия «Ветерок», выполненные из елочного дождика, мыльные пузыри, вату, воздушные шарики и др.
Двигательная деятельность игрового характера (физкультминутки, психогимнастика, игровые упражнения с попеременным мышечным напряжением и расслаблением и др.) вызывают положительные эмоции у детей. Двигательная активность как переключение на новую деятельность обеспечивает активный отдых, повышает работоспособность, предупреждает переутомление, способствует развитию подвижности нервных процессов, создаёт у детей уравновешенное нервно-психическое состояние.
Для занятий я подбираю динамические паузы с использованием упражнений, синхронизирующих работу полушарий, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания. В процессе проведения физкультминуток, во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво корректируется поведение детей, развивается мышечная активность, корригируется недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас, в умело подобранном несложном стихотворении, считалке, чистоговорке, отрабатываются поставленные звуки, закрепляется лексический материал.
Все эти элементы включаем не только в непосредственную образовательную деятельность, но и проводим в течение всего дня: на утренней гимнастике, после дневного сна, в свободное время.
Мотивируем интерес детей к этим упражнениям сочетанием красивой наглядности и веселых стихотворных форм, вызывая тем самым положительные эмоции и готовность заниматься.
Таким образом, дети не только упражняются в развитии своей речи, но у них происходит активное оздоровление всего организма.
Таким образом, в результате использования приемов здоровьесберегающих технологий :
- повышается обучаемость, улучшаются внимание, восприятие; дети учатся видеть, слышать, рассуждать;
- корректируется поведение, преодолеваются психологические трудности;
- формируется речь, снимается эмоциональное напряжение и тревожность;
- развивается способность к переносу полученных навыков при изучении предметного материала.
Забота о здоровье наших детей сегодня – это полноценный трудовой потенциал нашей страны в ближайшем будущем. Все мы, родители, врачи, педагоги, хотим, чтобы наши дети хорошо учились, год от года становились сильнее, вырастали и входили в большую жизнь людьми не только знающими, но и здоровыми. Ведь здоровье – это бесценный дар.