Светлана Рябуха
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста средствами малых форм фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шири его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношение со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Младший дошкольный возраст.
Темочки:
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2019
Особенности развития речи младшего дошкольного возраста.
Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный запас, улучшается звуковое оформление слов, более развернутыми становятся фразы.
Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития.
Одни уже к четырем годам чисто и правильно произносят слова, другие говорят все еще недостаточно отчетливо, неправильно произносят отдельные звуки. Таких детей большинство. Их наиболее типичными ошибками являются пропуск и замена звуков, перестановка не только звуков, но и слогов, нарушение слоговой структуры ( сокращение слов: “ апиед “ вместо велосипед, неправильное ударение и пр. На данном возрастном этапе необходимо, прежде всего, учить малышей четко и правильно произносить, а также слышать и различать звуки в словах.
На практике, мы часто сталкиваемся с тем, что дети не могут соединять слова в фразы. Высказывания детей отличаются отсутствием чёткости, последовательности изложения, отрывочностью. Труднее всего даются детям самостоятельное рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания.
Неустойчив еще и голос младших дошкольников : некоторые из них говорят очень тихо, чуть слышно (особенно, если не уверенны в правильности произношения, другие - крикливо. Педагог обращает внимание детей на то, что слова можно произносить с различной громкостью (шепотом, тихо, умеренно, громко, учит детей различать на слух, как громко говорят окружающие и они сами.
В этом возрасте продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес.
Дети младшего дошкольного возраста чаще и охотнее вступают в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Но неумение объяснить свои действия партнеру по игре, договориться с ним приводит к конфликтам, которые дети не в силах разрешить самостоятельно.
Дети, имеющие недостатки речи, болезненно ощущают их, могут замыкаться, стесняться, у детей может развиваться чувство негативизма. Что влияет на развитие ребенка.
Именно поэтому, развитие речи у детей дошкольного возраста является актуальной проблемой.
На мой взгляд, одним из эффективных приёмов развития речи ребёнка младшего дошкольника является использование фольклора.
Фольклор в переводе с английского языка означает «народная мудрость». Фольклор – это устное народное творчество, направленное на развитие и воспитание молодого поколения. Создавался фольклор народом и передавался из уст в уста, из поколения в поколение, был продиктован великой заботой о молодежи, его воспитании, а значит о своем будущем.
Фольклор интересен своей яркой, доступной, понятной детям формой. Фольклор увлекает детей яркими поэтическими образами, вызывает у них положительные эмоции, укрепляет светлое, жизнерадостное восприятие жизни, помогает понять, что хорошо, а что дурно, что красиво и что не красиво, что можно и что нельзя.
Ведь ни для кого не секрет, что ребёнок уже с самого раннего возраста чутко откликается на потешки, приговорки, пестушки, попевки. Их роль трудно переоценить в жизни ребёнка. Не умея еще говорить, ребенок, прислушивается в слова потешки, в их ритм, музыкальность, он делает ладушки, притопывает, приплясывает, двигается в такт произносимому тексту. Это забавляет и радует его, организует его поведение, не говоря уже за детей младшего дошкольного возраста.
Чтобы использовать малые формы фольклора была проведена предварительная работа.
Предварительная работа:
Обогащение предметно- развивающей среды в группе.
- оформлен патриотический уголок
- оформлен книжный уголок, где подобраны книги для детей с потешками, загадками, русскими народными сказками.
- в группе оформлен казачий уголок,
- приобретены народные музыкальные игрушки, народные игрушки матрешка, неваляшка.
- театры: би-ба-бо, родители вывязали пальчиковый театр, кукольный театр.
- приобретены маски для инсценировки сказок, потешек. настольные игры по сказкам (лото, сложи сказку из кубиков).
- изготовлен фланелеграф и настольные сказки
- осуществляется понедельное планирование.
- Была осуществлена экскурсия в «Казачью комнату», где дети познакомились со старинными предметами обихода, что вызвало немалый интерес у детей.
Использование малых фольклорных форм в развитие речи детей младшего возраста
Малые формы фольклора— это небольшие по объёму фольклорные произведения - самобытное художественное творчество народа (потешки, попевки, заклички, колыбельные песенки, народные сказки, считалочки, народные подвижные игры и т. д.)
Малые формы фольклора имеет ясно выраженную дидактическую направленность.
Особую роль в развитии речи детей младшего дошкольного возраста играют потешки. Неповторимое своеобразие потешки особенно ценно для ребёнка. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют детей прислушиваться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивает речевой слух, произношение звуков.
В детских потешках заложен тонкий педагогический смысл. Они направлены на решение следующих задач:
- Воспитание звуковой культуры речи.
Потешки всегда забавны и лаконичны. Они отлично развивают речевой слух ребё нка: умение слушать, различать звуки, близкие по звучанию, ритмичность и плавность речи, её интонацию и выразительность, улавливать повышение и понижение голоса.
«Наши уточки с утра: Кря – кря- кря…».
«На прогулку вышел дождик.
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! (движение пальчиков о ладошку)
Не промочат дети ножки.
Кап-кап-кап! Кап-кап-кап! (поднимают ножки)
Всех их зонтик соберет (открывает зонтик и крутит его)
От дождя убережёт (все прячутся под зонт)
«Чики, чики, чикалочки. ”;
“Скок-поскок, сколочу мосток,
Серебром замощу,
Всех ребят пущу”.
- обогащение словаря
Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению.
- формирование грамматического строя речи.
Утка утенка,
Кошка котенка,
Мышка мышонка
Зовет на обед.
Утки поели,
Кошки поели,
Мышки поели.
А ты еще нет?
Где твоя ложечка?
Скушай, хоть немножечко!
- развитие монологической и диалогической речи.
Заяц белый, заяц белый
Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
«Я не бегал, а скакал».
Заяц белый, заяц белый
Ну, а где же ты обедал?
Заяц белый отвечал:
«Я сегодня голодал».
- Курочка - рябушечка, куда пошла?
- На мельницу.
- Курочка - рябушечка, зачем пошла?
- За водой.
- Курочка - рябушечка, кому вода?
- Ребяткам.
- Курочка - рябушечка, ребята чьи?
- Мои! Они пить хотят,
На всю улицу кричат!
- развитие мелкой моторики рук.
«Здравствуй, большак», «Этот пальчик дедушка».
Слайд 10
Методы и приёмы, используемые при работе с потешками.
Важную роль в чтении потешек играет ритм, движения.
Содержание многих потешек богато глаголами, с их использованием демонстрируются действия, обозначенными словами, тем самым, связывая само слово с действием.
Речь детей сопровождается движением рук. Доказано, что между речевой функцией и общей двигательной системой существует тесная связь. Совокупность движения тела, мелкой моторики рук и органов речи способствуют снятию напряжения, учат соблюдению речевых пауз, помогает избавиться от монотонности речи, нормализует её темп и формирует правильное произношение. Заучивание потешек с участием рук и пальцев, а также мнемотаблиц приводит к тому, что ребёнок лучше запоминает, развивается воображение и активизируется мыслительная деятельность детей.
- обыгрывание сюжета потешки.
В ходе ООД с детьми используются наглядные средства (игрушки, картинки, иллюстрации т. д.) с помощью которых создаётся полная картина действий. Одним из главных приёмов наглядности является приём инсценировки произведения. С его помощью можно добиться предельного понимания содержания. Приём инсценировки сочетается с синхронным чтением, что помогает соединить зрительные и слуховые стимулы.
Например. Потешка «Киска, киска, киска, брысь».
Чтобы обыграть эту потешку, мы с детьми строим дорожку из строительного материала. Рассматриваем и описываем куклу, кота.
Потом мы с этими предметами производим действия, согласно тексту потешки. Тем самым расширяем у детей представления об окружающем мире, желание передать действия потешкой.
- заучивание потешек по мнемотаблицам.
Помимо этого, с помощью потешек дети учатся разнообразным выразительным движениям. Например, дети показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадётся лиса, топает бычок, скачет и бодается козлик, осторожно ходит котик, как музыканты работают на разных музыкальных инструментах (балалайке, дудочке, гармошке и т. д.) (Балалайка, балалайка, Ты нам песенку сыграй - ка. Поиграй нам дудочка, дудочка - погудочка)
- народные подвижные игры и хороводные игры (У медведя во бору, «Вейся, капустка моя», «Ай дили, дили, дили», «Вот сидит лохматый пес», «Вышла курочка гулять» и другие)
- считалочки
Считалки применяются для распределения ролей в игре, при этом решающее значение имеет ритм. Ведущий произносит считалку ритмично, монотонно, последовательно прикасаясь рукой каждому участнику игры. Считалки имеют короткий стих (от 1 до 4 слогов).
- Народные песенки «Жили у бабуси», «Выпал беленький снежок».
- Колыбельные песенки.
Колыбельные песни, выражая нежность и любовь к ребенку, имели вполне определенную цель усыпить его. Этому способствовали спокойный, размеренный ритм и монотонный напев.
- Сказки
Эмоциональность рассказа или чтения сказки, выразительность, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаются детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово.
Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.
Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка, прослушавшего после первого рассказывания взволнованные суждения и оценки своих более восприимчивых товарищей, повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.
Для того чтобы дети слушали внимательно, надо подготовить их. Малышей можно заинтересовать видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (Настольный театр, пальчиковый театр, Би- ба- бо, масками).
У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника.
-Загадки
Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать красоту и своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан,
Отгадывание загадок также оказывают влияние на разностороннее развитие речи детей. Загадка - одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение чётко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей "поэтический взгляд на действительность".
Проблемы в отгадывании загадок:
невнимательно слушают текст загадки;
не запоминают полностью содержание загадки;
полностью или частично не понимают текст загадки;
при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;
не имеют достаточных знаний о загаданном;
не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке
Заклички и приговорки - генетически наиболее древние формы детских словесных игр. По происхождению они связаны с календарными обрядами взрослых, а также с древними заговорами и заклинаниями.
Заклички - это песенки, обращенные к природе (солнцу, дождю, радуге) и выражающие призыв или просьбу. Дети обращались к силам природы как к мифологическим существам, старались их умилостивить, обещали жертву:
Дождик, дождик, пуще!
Я вынесу гущи,
Хлеба краюшку,
Пирога горбушку.
Заклички надо выкрикивать хором, нараспев. В отличие от них, приговорки произносятся индивидуально и негромко. Они содержат просьбу - заговор, обращенный к улитке, божьей коровке, мышке. Просьба состоит в том, чтобы показать рожки, взлететь, обменять выпавший зуб на новый…