Ольга Горохова
Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью русской народной куклы
Когда к нам в группу принесли куклы, такие которых нет дома, их никогда не видели и их не купишь в магазине,эти эмоции детей не передать. Мы поняли. Что именно такие,народные куклы и помогут нам в решении, с которой мы столкнулись в младшей группе,как Речевой негативизм
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста с помощью русской народной куклы» размещена в разделах
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народная культура, фольклор
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Речевой негативизм – это когда ребенок очень неохотно вступает в речевое общение. Чаще всего речевой негативизм возникает у детей, отстающих в речевом развитии, когда взрослые излишне активно принуждают ребенка говорить или акцентируют внимание на недостатках произношения.
Современные родители часто не дают ребенку самостоятельно, сказать, ответить сделать. быстрее ведь самому, чем ждать малыша. . А бывает наоборот: излишняя требовательность, завышенное ожидание от ребенка. не учитывая его возможности. речевой коммуникации и стойкий речевой негативизм.
Когда ребенок приходит в сад,его окружают незнакомые взрослые, дети,новые правила. Не каждый в такой ситуации пойдет легко на контакт, на общение. Тут любой ребенок может растеряться
В таких случаях часто малыш с речевым негативизмом старается удовлетворять все свои потребности самостоятельно, не обращаясь к взрослым. Сам достает игрушки с полки, сам берет из шкафа нужные вещи, сам включает телевизор или компьютер. Такая «самостоятельность» даже радует родителей, но они просто не осознают, что за этим стоит несформированность навыков
. Вот мы развиваем мотивацию к речи, к общению, через общение с куклой.
-Для этого мы разработали перспективный план. Вся работа построена от простого- к сложному.
Педагог показывает куклу и сам же является примером. он вместе с детьми проговаривает, показывает действия с куклой. ,Дети повторяют,используют звукоподражательные элементы.
В результате такой работы у детей обогащается словарный запас, выразительность речи, развивается память,появляется желание общаться.
Начинаем с простейшей игры. Садимся рядом с ребенком, возьмем куклу, «Вот идет наша кукла : топ-топ. Как идет наша кукла?» И сами же отвечаем: «Топ-топ». «А как зовут нашу куклу?» И снова даем ответ сами, не требуя ничего от ребенка: «Ляля. Нашу куклу зовут Ляля». Не ждем, не требуем,сразу же говорить, просто играем Даем куклу ребенку,производим опять действие со словами. вновь и вновь: «Ляля», «Топ-топ», … И когда мы услышим от ребенка робкое «То-то» похвалим его, порадуемся! Ведь это маленькая победа, наша и малыша! Контакт установлен, желание общаться и говорить появилось. И теперь можно переходить к следующему шагу – стимулировать имитацию речи взрослого ребенком.
«Баю-бай»
Педагог поет:
-Баю-бай, спать пора, засыпай до утра! -
Дети укачивают куклу, передают его друг другу по цепочке. Тсссс… не разбудить. Тссс
(Укачивание куклы)
Баю - бай, баю - бай,А-а-а…
Стремимся к тому, чтобы малыш следил за артикуляцией взрослого. Если ребенок молчит и не отвечает, ничего. Главное, это как бы игра. а не специально занятие развитием речи, общение должно происходить непринужденно,. Важное условие — нет таких слов: «Повтори!», «Скажи!».. Хвалить его – ЭТО ГЛАВНОЕ! На первых порах не ВАЖНО правильно или нет, произносит ребенок каждое слова. Ведь малыш к этому просто не способен. Тут важна речевая реакция ребенка.
Постепенно ситуации,вопросы усложняются, Вопросы типа: «Что это у куклы?», «Что у тебя в руках?», «Что кукла Катя сейчас сделала?» Так мы активизируем изученные ранее слова. Ставим малыша в ситуацию выбора: «Что ты хочешь: поиграть с куклой или положить спать?», Основное условие — используем только те слова, над которыми проводилась предварительная работа. Вот так занимаясь и играя с куклой мы и заметили, что дети у которых были проблемы с общением чаще уже стали обращаться. к нам, общаться.