Ирина Овчинникова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста
посредством ИКТ.
Проблема формирования речи у детей младшего дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день. Успешное решение этой задачи необходимо как для подготовки детей к предстоящему школьному обучению, так и для комфортного общения с окружающими. Однако развитие речи у детей в настоящем времени представляет собой актуальную проблему, что обусловлено значимостью связной речи дошкольников.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят значительные перемены, связанные с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Практика работы дошкольных образовательных учреждений свидетельствует о необходимости расширения использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в организации образовательного процесса. Вместе с тем, использование компьютерных технологий и электронных образовательных ресурсов большей частью эпизодический характер.
Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Однако уже сейчас внедрение новых информационных компьютерных технологий (ИКТ) не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса.
В современной жизни средства массовой информации, особенно электронные, активно проникают в жизнь детей с ранних лет.
Используя в работе ИКТ, воспитатель осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инноваций.
ИКТ – средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний. Информационные технологии становятся неотъемлемой частью жизни в обществе. Внедрение ФГОС дошкольного образования продолжается, и главным ее двигателем по-прежнему остается воспитатель ДУ. Повышается роль педагога, и растут требования к его профессиональным качествам.
Информационные технологии в детском саду – один из путей реализации Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. С их помощью появляются новые возможности для развития и обучения воспитанников:
• повышается мотивация ребенка дошкольного возраста к образовательному процессу;
• формируются универсальные учебные действия;
• осуществляется рост личностных достижений.
В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи ребенка-дошкольника. Ведь именно от уровня развития речевых способностей зависит дальнейшее овладение знаниями и полноценное развитие детей.
Использование ИКТ в развитие речи помогает :
1. Расширить представления воспитанников об окружающем мире, обогатить словарный запас.
2. Логично и последовательно излагать свои мысли, более глубоко понимать значение слов.
3. Сформировать умение передавать свои впечатления от прослушанной музыкальной композиции, от просмотренной картины или иллюстрации.
Современные родители мало читают своим детям, не побуждают их к диалоговой речи, поэтому речь дошкольников не отличается особой выразительностью, ограничиваются односложными ответами. Из-за неразвитости речи, бедности словарного запаса у воспитанников пропадает интерес на занятиях по развитию речи и формированию целостной картины мира. Из наблюдений воспитателя заметно, что практическая часть занятия более интересна для детей, чем устная, которая основана на диалоге или вопросно-ответной форме работы.
В таких условиях на помощь приходит использование компьютерных технологий как один из источников мотивации. Возможности компьютера здесь неисчерпаемы. Он позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать непосредственно образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и, по-настоящему современной.
Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства – создание эффекта присутствия («Я это видел!», у детей появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше. Таким образом, информационные технологии облегчают процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов.
Систематическое использование обучающих компьютерных игр, учебных видеосюжетов и демонстрационных презентаций, как средства обучения, развивает у младших дошкольников воображение, образное мышление, повышает интерес к изучаемому материалу и к теме занятия в целом.
Основная идея работы заключается в гармоничном соединении современных технологий с традиционными методами развития речи ребенка.
Опыт организации воспитательное-образовательного процесса с использованием ИКТ на занятиях по развитию речи способствует высокой степени эффективности для развития всех сторон речи. Это долгая, непрерывная работа, которая подготавливает детей к жизни в условиях неограниченного доступа к информации.
Применение ИКТ в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию дошкольников. Компьютерные программы вовлекают детей в развивающую деятельность, формируют культурно значимые знания и умения.
Сотрудничество с семьями детей в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютерных игр, является важным направлением работы. В рамках этого взаимодействия проводятся консультации, где родители знакомятся с развивающими компьютерными играми, основными приемами оздоровительной и артикуляционной гимнастики.
Информационные технологии, это не только компьютеры и их программное обеспечение, под ИКТ подразумевается использование Интернета, телевизора, видео, DBD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.
ИКТ в коммуникативной деятельности повышает эффективность работы по развитию речи, оптимизирует образовательный процесс, а также формирует успешность детей, повышает мотивацию, существенно сокращает время усвоения материала.
Компьютерные технологии сегодня — один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности.