Турковская Марина Алексеевна
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры
▼ Скачать + Заказать документы
Усть-Кутское Муниципальное дошкольное образовательное учреждения детский сад 22 общеразвивающего вида.
Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Выполнила:
Турковская М. А
Г. Усть-Кут
2024 год
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры и пособия
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2024
Важным условием развития личности ребёнка является хорошая речь. Речевые навыки необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребёнка. Гораздо успешнее это осуществить используя дидактические игры, ведь игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте.
Разрешите представить мой опыт работы по теме «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры». Данную тему я использую в работе с детьми уже второй год.
Почему я выбрала именно эту тему…Проблема развития речи является одной из актуальных…
Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче высказывать ему свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но речь ребёнка не является врождённой функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием.
Дидактическая игра – прекрасное средство обучения и развития, используемое при усвоении любого программного материала. Специально подобранные игры и упражнения дают возможность благоприятно воздействовать на все компоненты речи. В игре ребёнок получает возможность обогащать и закреплять словарь, формировать грамматические категории, развивать связную речь, расширять знания об окружающем мире, развивать словесное творчество и коммуникативные навыки.
1 слайд Целью моей работы является развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
2 слайд Задачи
расширять и активизировать словарный запас детей;
формировать потребность детей в общении со взрослыми и сверстниками посредством речи;
поддерживать у детей познавательное отношение к окружающей действительности;
побуждать детей к разнообразным действиям с предметами, направленными на ознакомление с ними;
3 слайд Виды дидактических игр
- настольно-печатные игры
-словесные игры
-игры с предметами и игрушками.
4 слайд Настольно – печатные игры,
Данные игры очень нравятся детям, они несут не только развлекательный характер, но и являются отличным помощником в речевом развитии детей. Настольно-печатные игры способствуют развитию связной речи, грамматического строя речи, обогащают словарный запас, развивают воображение, мышление, память. 5 слайд в работе с детьми я использую следующие игры : «Кому что нужно?», «Лото», «Парные картинки», «Сложи картинку», «Пазлы», «Чей малыш?» и т. д.
6 слайд Игры с предметами или игрушками
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. С помощью данных игр дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. Данные игры способствуют активизации словаря, развитию памяти, логического мышления.
Во время дидактических игр с предметами ребенок учится мыслить, анализировать, сравнивать предметы между собой, он становится более внимательным, расширяется его кругозор, у него улучшается мелкая моторика. «Что изменилось?», «Найди и назови», «Мозаика», «Кто скорее соберет?», «Что в мешочке?».
7 слайд Словесные игры
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. Данные игры способствуют решать разнообразные мыслительные задачи; описывать предмет, выделяя характерные их признаки; отгадывают по описанию; находить признаки сходства и различия; группировать предметы по различным свойствам, признакам.
Данные игры имеют большое значение для развития мышления ребенка, так как в них дети учатся высказывать самостоятельные суждения, делать выводы и умозаключения, не полагаясь на суждения других замечать логические ошибки.
Словесные игры способствуют развитию слуховой памяти, внимания, коммуникативных способностей, а также развитию связной речи : «Узнай нас» (игры — загадки); «Назови, одним словом»; «Назови ласково» и т. д.
В группу были приобретены и созданы своими руками дидактические игры и пособия. Такие как, «Звуковые дорожки» «Следы животных», «Кто где живет» «Найди Мышки хвостик» «Кейс-иллюстрации по сказкам»
8 слайд Игры с мячом
В обогащении речи ребенка, в уточнении уже имеющихся у него слов, пополнении знаний об окружающем мире, большое значение имеют игры с мячом. Эти игры также способствуют развитию моторных навыков у детей.
Игры с мячом универсальны и разнообразны. Мы с детьми играем в следующие игры :
«Мяч бросай и животных называй»,
«Мяч бросай, четко фрукты (овощи, транспорт, посуду) называй»,
«Кто где живет?», «Скажи ласково» и т. д.»
9 слайд Также детям было предложено дидактическое пособие «Круги Луллия». Игры использовались для закрепления пройденного материала по темам недели: «Домашние животные», «Лесные животные», «Мама и детеныши», ««Найди пару», «Морские обитатели», «Найди предметы по цвету», «Овощи» и т. д.
10 слайд Дидактическое пособие «Разложи предметы по местам», учит детей правильно употреблять предлоги (на, в) в речи; составлять предложения с предлогами по демонстрации действий, использовании в речи обобщающих слов.
Регулярно предлагаю детям составление разрезных картинок и кубиков. В данном виде игр решаю задачу – учить детей логическому мышлению, развивать у них умение составлять целый предмет из отдельных частей. Но перед тем как дать задание сложить картинку из её частей, даю детям рассмотреть целую картинку.
Опыт работы показывает, что наиболее эффективных результатов можно достичь только при условии совместной работы родителей и педагогов. При этом работа должна быть построена таким образом, чтобы родители являлись равноправными участниками развивающего процесса.
Только опираясь на семью, нашими совместными усилиями мы сможем решить главную задачу - развитие полноценной речи детей, в работе с родителями я использую как традиционные формы работы (беседы, консультации, собрания день открытых дверей, день дублера, так и нетрадиционные (деловые игры, дискуссии).
Таким образом, развитие речи - это один из важнейших этапов в обучении и воспитании детей дошкольного возраста. Чем быстрее ребенок начинает в совершенстве владеть речевыми навыками и чем богаче его словарный запас, тем быстрее развиваются различные психические процессы (память, внимание, мышление). Применяя различные методики развития речи и обогащения словаря можно добиться более ощутимых результатов.