Татьяна Большакова
Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Развитие речи младшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Слайд 2. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи.
Публикация «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2021
Проблема развития речи у детей особенно актуальна в настоящее время, так как из жизни ребенка уходит речь.
Развивая речь ребенка, не включая его в познавательно-исследовательскую деятельность невозможно, так как речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей.
В процессе эксперимента развивается связная речь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления и объекты природы (номинативная функция речи). Коммуникативная функция речи обогащается в непринужденной обстановке, где дети учатся взаимодействовать друг с другом в совместной деятельности и развивать диалог, умение высказываться в форме небольшого рассказа. Воспитанники в процессе экспериментирования учатся ставить цель, решать проблемы и проверять их опытным путем, делать выводы, простые умозаключения и регулировать свою деятельность совместно с другими детьми и взрослыми (регулятивная функция речи).
Слайд 3. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно-речевому развитию. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. Детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности – наблюдением, развитием речи.
Слайд 4. Целью моей работы является: развитие речи через экспериментально –исследовательскую деятельность у детей младшего дошкольного возраста.
Слайд 5. Поставленная цель решается через следующие задачи :
- создание условий для экспериментально-игровой деятельности детей;
- развитие инициативной речи детей во взаимодействиях с взрослыми и другими детьми;
- расширение и активизация словарного запаса детей на основе простейших опытов и экспериментов;
- формирование умения вести диалог с педагогом: слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него;
- формирование умения отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно;
- воспитывать интерес к поисково-познавательной деятельности.
Слайд 6. Для решения этих задач в группе создана детская лаборатория «Юный исследователь». Все, что в ней представлено, находится в полном распоряжении детей, и ребёнок может самостоятельно заняться познавательно-исследовательской деятельностью. В группе активно функционирует мини-библиотека, в которой находятся детские книги, книжки-малышки, энциклопедии, журналы и другие книги познавательного характера. Книги постоянно пополняются и обновляются. Дети рассматривают их, рассказывают, комментируют иллюстрации. Это хороший метод речевого и познавательного развития детей.
Слайд 7. Речевое развитие детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование способствует : овладению речью как средством общения, и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие звуковой и интонационной культуры, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Слайд 7. Технология исследовательской деятельности предполагает активизацию поисковой активности. Формирует исследовательские способности.
Слайд 8. В своей работе использую такие виды экспериментальной деятельности как : экспериментальная деятельность, организованная педагогом; краткосрочные и долгосрочные наблюдения; познавательные занятия с элементами экспериментирования; демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми.
Слайд 9. Проводя работу по развитию речи детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование учу малышей давать определения предметам и явлениям; классифицировать предметы по простейшим признакам; выявлять элементарные взаимосвязи объектов; наблюдать за окружающим миром, подвожу к элементарным выводам.
Слайд 10. Познавательно-исследовательская деятельность детей в младшем дошкольном возрасте представляет собой простое, как будто бесцельное экспериментирование с вещами, но в ходе него дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия. И все они обозначаются словами и способствует развитию речи.
Слайд 11. Большое поле для исследования открывают для них игры с песком и водой, манкой, фасолью и другими мелкими предметами. Давно известно, что состояние мелкой моторики напрямую влияет на речевое развитие ребёнка. Поэтому постоянная работа над моторикой пальцев рук служит благоприятной предпосылкой для дальнейшего речевого развития малышей. В это время происходит первое знакомство детей с цветами, геометрическими фигурами, животным и растительным миром, свойствами изучаемых предметов и явлений. Обогащается пассивный и активный словарный запас детей.
Слайд 12. Благодаря экспериментированию дети учатся формулировать свои мысли, задавать вопросы, делать элементарные выводы, высказывать свои суждения и умозаключения. В ходе этого совершенствуется грамматический строй речи и связная речь дошкольников.
В ходе исследовательской деятельности игровыми приёмами стимулирую детей говорить, рассуждать, задавать вопросы, отвечать простыми предложениями на поставленные вопросы, проговаривать действия, происходящие в ходе эксперимента изменения. Также прививаю детям навыки межличностного общения: умение договариваться. Для этого во время обсуждения проблемных ситуаций обращаю внимание детей на мнение других, учу слушать друг друга, активизирую застенчивых детей.
Слайд 13. Развивая речь детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование, использую следующие методы: наглядные, словесные, практические, ИКТ, игровые, проблемные.
Слайд 14. Через экспериментирование подвожу детей к самостоятельной речевой активности, умению задавать вопросы.
Слайд 15. Работа по данному направлению выводит ребенка на новый уровень развития, Моя практика показывает, что в процессе познавательно-исследовательской деятельности наблюдается положительная динамика речевого развития воспитанников. У детей значительно увеличился словарный запас, сформировалось умение выстраивать простые предложения и делать элементарные выводы с помощью воспитателя.
Слайд 16. Это всё – эксперименты – Интересные моменты!
Всё, всё, всё хотим узнать!
Нужно всё зарисовать!
Как наш опыт получился,
Сколько времени он длился?
Удивляемся всему:
Как? Зачем? И почему?
Спасибо за внимание!