Оксана Крекотень
Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Театрализованная деятельность в детском саду – это одна из самых доступных и интересных возможностей раскрытия творческого потенциала ребенка, воспитания творческой направленности личности. Дети учатся замечать в окружающем мире новые интересные идеи, воплощать их в реальность, создавать свой художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, мышление, способности, умение видеть и запоминать необычные моменты.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности в ДОУ» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Театр — один из самых интересных и доступных видов искусства для детей дошкольного возраста, помогающий решить многие актуальные проблемы педагогики и психологии связанные с художественным образованием и воспитанием, формированием эстетического вкуса, нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, воспитанием воли, развитием памяти, воображения, фантазии, речи, созданию положительного настроения, решением конфликтных ситуаций через театрализованную игру.
Театр радует детей, привлекает к коллективной деятельности, развлекает и развивает их, помогает детям находить общий язык с людьми старшего возраста, а также со сверстниками. Именно поэтому театрализацию так любят дети, а педагоги широко используют её в решении многих нелегких задач, связанных с воспитанием и образованием ребёнка в стенах дошкольных образовательных учреждениях.
Знаменитый советский психолог Л. С. Выготский отмечал, что театр - самый доступный вид искусства для детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность способствует развитию многих сторон личности детей дошкольного возраста. Это психофизические способности (мимика, пантомимика, психические процессы (восприятие, воображение, мышление, внимание, память, речь (монолог, диалог, творческие способности (умение перевоплощаться, импровизировать, брать на себя роль).
Развитие речи детей – одна из основных задач образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. Для развития связной речи детей дошкольного возраста необходимо создать такие условия, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывает театрализованная деятельность, в которой дети дошкольного возраста принимают активное участие ежедневно.
Театрализация – это в первую очередь игра, импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием, исполнительством, творчеством, необходимо систематизировать ее в едином образовательном процессе.
Участвуя в театрализованных играх, ребёнок знакомится с окружающим миром через образы, краски, звуки.
Работая над персонажем, ребёнок подражает его мимике, жестам, голосу.
Активизируется словарь дошкольника, звуковая культура речи.
Дети учатся сочувствовать, сопереживать и сострадать, дружить и радоваться, управлять своими эмоциями, становятся менее замкнутыми в общении со сверстниками.
В процессе работы над выразительностью речи персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи. Исполняемая роль, особенно диалог с другим персонажем, ставит маленького актера перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться.
Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие нелегкие задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального воспитания. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Речь ребенка выполняет три функции связи его с внешним миром: коммуникативную, познавательную, регулирующую.
Период с 3-х до 7 лет - это период усвоения грамматической системы языка, развитие связной речи. В это время совершенствуется грамматическая основа развития речи и звуковая сторона речи, создаются предпосылки для обогащения словаря.
Таким образом, процесс развития речи ребенка дошкольного возраста – процесс достаточно сложный и многоплановый и для успешной его реализации необходима совокупность всех компонентов, которые влияют на качество и содержательную сторону речи.
Основные направления речевой работы в театральной деятельности :
- Развитие культуры речи : артикуляционной моторики, фонематического восприятия, речевого дыхания, правильного звукопроизношения.
- Развитие общей и мелкой моторики: координации движений, мелкой моторики руки, снятие мышечного напряжения. Дети должны не только включаться в игру, но и, преодолев страхи и препятствия, научиться выражать чувства и эмоции.
- Развитие сценического мастерства и речевой деятельности : развитие мимики, пантомимы, жестов, эмоционального восприятия, совершенствование грамматического строя речи, монологической и диалогической формы речи, игровых навыков и творческой самостоятельности.
Значение театрализованной деятельности
помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
совершенствует артикуляционный аппарат;
формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
дети получают эмоциональный подъём;
способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
позволяет формировать опыт социального поведения;
стимулирует активную речь.
Коллективный характер театрализованной деятельности позволяет расширять и обогащать опыт сотрудничества, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. При подготовке спектакля дети учатся выделять, средства её достижения, планировать и координировать свои действия. Действуя в роли, дети приобретают опыт различного рода взаимоотношений, что также важно для их социального развития. Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка. Кроме того, благодаря декорациям, костюмам перед детьми открываются большие возможности для создания образа с помощью цвета, формы, конструкции.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (доброта, сострадание, сопереживание, смелость, отвага, дружба и т. д.). Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение, выражая свои эмоции чувства к добру и злу.
Театр в детском саду научит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зародит стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе. Таким образом, театр помогает ребенку развиваться всесторонне.
ВЫВОД
Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на развитие ребенка : развивается речь, творческие и артистические способности и учит ребенка раскрепощаться, выступать перед зрителями. Театрализованная деятельность развивает личность ребенка, прививает устойчивый интерес к литературе, музыке, театру, совершенствует навык воплощать в игре определенные переживания, побуждает к созданию различных образов, побуждает к мышлению.
Театрализованная деятельность одно из ярких эмоциональных средств, формирующих вкус детей. Он воздействует на воображение ребенка различными средствами: словом, действием, изобразительным искусством, музыкой. Театр формирует у детей целеустремленность, собранность, взаимовыручку, взаимозаменяемость. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставят малыша перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй. Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радостных моментов, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Театр учит нас видеть самые прекрасные моменты в жизни и людях, заставляет сердце биться сильнее, стремиться к прекрасному и доброму. Детский спектакль – кульминация проделанной детьми, педагогами и родителями работы, это, вероятно, одна из самых замечательных возможностей остановить прекрасные мгновения жизни. Причем уловить счастливые моменты радости могут все: родители, наблюдающие за игрой своих детей на сцене, педагоги, знающие цену труда и сценического успеха, и воспитанники, игра которых помогает созидать большие личности маленьких исполнителей.