Ольга Логвиненко
Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром. Консультация для родителей
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей через ознакомление с окружающим миром.
Детство в жизни человека - это каждодневное открытие мира. Чтобы знания и представления об окружающем были наиболее понятны детям, необходимо развивать речь, которая помогает малышам осознанно воспринимать мир и является средством общения.
Публикация «Развитие речи детей посредством ознакомления с окружающим миром, Консультация для родителей» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Дети, не получившие в младшем возрасте соответствующие речевое развитие, с большим трудом наверстывают упущенное. На третьем году жизни ребёнка происходит существенный перелом в его отношениях с окружающим, обусловленный ростом возможностей малыша и осознанием своей самостоятельности. Ребёнок получает новые впечатления, что является необходимым условием его психического совершенства.
Речь детей, под направляющим руководством взрослого, быстро совершенствуется. С ее развитием осмысленнее и точнее становится восприятие ребенком предметов и явлений окружающего мира. Двухлетние дети овладевают умением понимать несложный рассказ взрослого о событиях, не имевших места в их личном опыте. Они легко запоминают и повторяют не только отдельные слова, но и целые фразы. Особенно благоприятны для понимания и запоминания малышами, доступные маленькие стихи - рифмовки.
При ознакомлении с окружающим миром эмоциональные стихи привлекают внимание ребенка, настраивают его на веселый лад. Положительные эмоции помогают активизировать детскую память, которая совершенствуется благодаря своей эмоциональной основе.
Поддержанию у малыша веселого настроения и положительных эмоций способствуют потешки, игры с рифмовкой, разнообразные считалки, прибаутки, зазывалки.
Как считают многие великие мыслители и педагоги - развитие ребенка в первые годы жизни в значительной степени зависят от природного окружения, поэтому рекомендую при ознакомлении с явлениями природы, растительным и животным миром использовать следующие художественные строки:
«Дождик, дождик, веселей,
Капай, капай, не жалей.
Тучки все прольются,
Лучики проснутся.
Засверкает в небесах
Ра-ду-га.»
«Радуга-дуга, не давай дождя,
Давай солнышка, колоколнышка» р. н. закличка
«Падают, падают листья
В нашем саду листопад.
Красные, жёлтые листья
По ветру вьются, летят.» М. Ивенсон
«Осень наступила
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты».
«Дождик, дождик кап-кап-кап! Мокрые дорожки.
Нам нельзя идти гулять-мы промочим ножки.
Дождик, дождик, ты не лей, наших деток пожалей:
Сидят дома деточки, словно птицы в клеточках.» р. н. ф.
«Вот поднялся ветерок, набежали тучи,
И пошёл, пошёл снежок, мелкий да колючий.» А. Тумаровская
«Тихо-тихо снег идёт,
Белый снег, мохнатый.
Мы расчистим снег и лёд
Во дворе лопатой.» М. Познаковской
«Солнышко-вёдрышко,
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут.» р. н. ф.
«С тёплым ветром, травушка, подружись,
Золотому солнышку поклонись,
Чтобы цвела яблонька на горе,
Чтоб гулялось весело детворе.» В. Ладыжец
«Ой, заинька, по сеничкам беги, беги, беги!
Ой, серенький, по новеньким скачи, скачи, скачи!» р. н. ф.
«Воробей мой, воробьишка!
Серый, юркий, словно мышка.
Глазки-бисер, лапки-врось,
Лапки - боком, лапки-вкось.» Саша Чёрный
«Гоп, гоп! Конь живой,
И с хвостом и с гривой.
Он качает головой-
Вот какой красивый!
Я залез на коня
И держусь руками
Посмотрите на меня,
Я поехал к маме.» М. Клокова
Для социально-коммуникативного развития малышей, усвоения общечеловеческих ценностей можно предложить к прослушиванию следующие строки:
«Петушок у нас горластый,
По утрам кричит он: «Здравствуй!»
На ногах его сапожки,
На ушах висят серёжки,
На головке гребешок.
Вот какой он петушок.» Г. Бойко
«Что за вой? Что за рёв?
Там не стадо ли коров?
Нет, там не коровушка,
Это Ганя-рёвушка.
Плачет-заливается, Платьем утирается. У-у-у.» А. Барто
«Мы лошадок накормили, их почистили, помыли.
Эй, лошадка, ты постой, напою тебя водой.
Взяли вожжи с бубенцами, запрягли лошадок сами.
Дин-дон, бубенцы! Едут, едут, молодцы.» Т. Полянская
«Дверь открою-стану звать,
Деток в гости приглашать:
-Где вы, детки? Заходите!
Я вас вкусно угощу
А потом будем играть
Песни петь и танцевать.»
«Ёлка наряжается-
Праздник приближается.
Новый год у ворот,
Ребятишек ёлка ждёт.» А. Лазаревич
Нет у нас капризных деток.
«Дедушка Вредушка, к нам не заходи.
Дедушка Вредушка, дом наш обойди.
Нет у нас капризных деток. Нет! Нет! Нет!
Видишь, спать ложимся? Видишь, выключаем свет?»
«Баю- бай, баю- бай,
Ты собачка не лай.
Белолапа не скули,
Нашу детку не буди.
Тёмна ноченька, не спится,
Моя деточка боится.» р. н. ф.
«Котик- коток, кудреватый лобок!
Сидит кот у ворот, к себе в гости зовёт.»
«Папа важный, краснолапый,
Мама беленькая вся,
Детки жёлтые у папы,-
Чья ж гуляет тут семья?»
«Гуси, гуси? Га-га-га. Есть хотите?
Да-да-да. Ну, летите! «Нам нельзя,
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.»
«На зелёной травке желтые комочки.
-Вы не рвите, детки, нас, мы ведь не цветочки.»
«Чики, чики, кички, летели две птички.
Как они летели, все люди глядели,
Как они садились-все люди дивились.» р. н. ф.
«Я рыжая лисица, я бегать мастерица.
Я по лесу бежала, я зайку догоняла и в ямку бух!» р. н. ф.
«Я мишка очень славный, в лесу я самый главный.
По лесу зря я не хожу, за порядком я гляжу.»
«Паровоз, паровоз, новенький блестящий!
Он вагоны повёз, будто настоящий.
Кто едет в поезде, плюшевые мишки,
Кошки пушистые, Зайцы, да мартышки.» О. Высотская
«До свиданья, до свиданья,
Я от деток ухожу,
Своим крошкам на прощанье
Я рукою помашу.» Т. Полянская