Ирина Васильева
Консультация для родителей «Развитие речи детей 2–3 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей 2-3 лет.
Норма речевого развития от 2 до 3 лет
Ребнок знает названия многих предметов и действий, производимых с ними. Малыш с интересом слушает небольшие по объму сказки с простым сюжетом. В состоянии повторить за взрослым отдельные фразы или слова. К концу третьего года жизни способен запомнить наизусть небольшие тексты, досказывать стишки, которые ему многократно читали родители, отгадывает простые загадки с подсказками в тексте. «Длинный хвост, маленькие ножки, боится кошки, пищит «пи-пи-пи». Кто это?» Хотя в речи детей недостат большого числа правильно произносимых звуков, высказывания малыша без труда можно понять. Ребнок задат вопросы, воспроизводит интонацию речи взрослых как по показу, так и самостоятельно. Детский голос ещ не окреп, малыш не способен управлять им в полной мере. Так, он не может произнести слова громче, если его об этом попросят, ему недоступна и шпотная речь.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи детей 2–3 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Признаки задержки развития речи
После двух лет часть ребят не могут использовать речь как средство общения из-за того, что речевое развитие детей запаздывает. Поводом для тревоги у их родителей становится полное отсутствие речи или ограниченное количество имеющихся слов. Кроме бедного словарного запаса, задержка речевого развития (ЗРР) выражается такими симптомами:
ребнок не может воплотить свою мысль в речевое сообщение, он затрудняется при ответе на вопросы взрослого;
активный и пассивный словарь накапливаются очень медленными темпами;
дети с трудом строят даже короткую фразу;
распространнное предложение дети не могут не только построить самостоятельно, но и повторить за взрослым;
в произносимых словах часто встречаются перестановки слогов и звуков, замещение одного звука другим;
при произношении отдельных звуков у ребнка заметно напряжение или подргивание мышц лица;
он не понимает смысл прочитанной взрослым сказки, потешки, затрудняется ответить на простой вопрос по е содержанию, пытаться пересказать; у малыша возникает сложность при собирании матршек, кубиков, разрезных картинок, состоящих из четырх частей.
Если ребнок в два года говорит мало и невнятно, нужно показать его специалисту: логопеду, психоневрологу, дефектологу. Возможно, у него темповая задержка речи или общее недоразвитие речи. Для коррекции этих нарушений проводятся регулярные занятия, совместно с логопедом вырабатывается стратегия речевого поведения родителей малыша.
Как избежать задержки развития речи
Чтобы развитие речи у детей 2 лет соответствовало возрастным нормам, нужно постоянно стимулировать е развитие. Основные задачи, стоящие перед родителями в этот период:
Показывать пример чткой и ясной речи, произнося слова и звуки, сохранять ровный спокойный темп, не заимствовать у ребнка неправильно произносимые им слова.
Помогать малышу с накоплением активного и пассивного словаря.
Учить ребнка строить фразы, задавать вопросы.
Совершенствовать звукопроизношение детей третьего года жизни, заучивать небольшие стихотворения, чистоговорки.
Использовать для развития речи лучшие образцы детской литературы: сказки, рассказики, стихотворения, потешки, песенки.
Как развивать речь ребёнка
Сенсорное развитие
Полноценное развитие детей 2 лет невозможно без сенсорной базы- усвоения малышом понятий о цвете, форме, размере, количестве предметов. Накапливая эти знания, нужно использовать игры с предметами: цветные пирамидки, кубики различной величины и фактуры, сортеры, конструкторы, плоские и объмные геометрические фигуры. Манипулируя с ними под руководством взрослого, дети развивают мелкую моторику и запоминают качества предметов.
Как развивать речь ребёнка
Пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика включается в развитие ребнка начиная с раннего дошкольного возраста. Взаимосвязь тонкой (пальцевой) моторики и речевого развития известна уже давно. Еще наши прапрабабушки использовали в воспитании детей игры типа «Ладушки» и «Сорока- белобока». Миниатюры, разыгранные с помощью пальчиков и ручек под стихотворное сопровождение, помогают тем, что их исполнение стимулирует речевые области головного мозга. Вы не только продвинете развитие своего ребенка вперед, но и сможете быстрее преодолеть отклонения, возникшие в речевом развитии ребенка.
Как развивать речь ребёнка
Расширение пассивного словаря
Расширение пассивного словаря лучше всего вести по отдельным обобщающим темам: «Моя комната — мебель, игрушки», «Мы едим — овощи, фрукты, посуда», «Животные». Выбрав тему, нужно постараться чаще называть практически каждый предмет и связанное с ним действие. Этот прим склоняет малыша к запоминанию слов. Очень полезно рассматривать предметные картинки. Если родители не просто называют предмет, а обращают внимание на его качества, на то, что делают живые существа на картинке, это значительно обогащает детскую речь в 2 года. Хотя возможности малыша ещ невелики, вс равно родители учат его говорить чтко, стараться правильно произносить звуки и слова.