Ирина
Конспект занятия «Знакомство в подготовительной группе с рассказом Л. Толстого «Прыжок»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
1. Организационный момент
Книжная выставка представлена книгами с произведениями: басня «Отец и сыновья», рассказ «Был у Пети и Миши конь», рассказ «Филипок», рассказ «Галка и кувшин» (портрет Толстого.)
-Ребята, посмотрите внимательно, есть ли знакомые вам книги?
Дети рассматривают иллюстрации книг и вспоминают содержание рассказа «Был у Пети и Миши конь»
Воспитатель:
- Ребята, о чём говорится в рассказе «Был у Пети и Миши конь»?
Дети: В рассказе говорится о том, что мальчики не поделили игрушку.
Воспитатель:
- Чему учит рассказ?
Дети: Нужно уметь дружить: делиться игрушками.
Воспитатель: Да, я вспомнила такую пословицу о дружбе «Дружба всего дороже».
- А вы знаете пословицы о дружбе? Назовите их.
- Что означают пословицы «не имей сто рублей, а имей сто друзей», «старый друг лучше новых двух»?
Воспитатель:
- Молодцы! Ребята, мы рассмотрели книги нашей выставки.
Скажите, а что общего между всеми этими книгами.
Дети:
- Герои этих книг, дети и животные. Написал Л. Толстой.
Воспитатель:
- Ребята, пройдите к своим стульчикам и тихо сядьте. (Воспитатель приглашает ребят сесть на стульчики).
- Автор этих рассказов Лев Николаевич Толстой (показываю портрет писателя). Сегодня я хочу рассказать вам о жизни и творчестве этого замечательного русского писателя. Толстой жил очень-очень давно, почти 200 лет назад. Всю свою жизнь Толстой писал книги для детей. У него была большая и дружная семья. Лев Николаевич хорошо знал и любил природу, заботился о простом народе, сам пахал землю. Он обучал крестьянских детей грамоте: писал для них азбуку и книги, по которым они учились читать, узнавали что-то новое о природе, о добре и зле, человеческих поступках. Например: «Рассказы для самых маленьких», «Косточка», «Филипок», сказки о животных. Прошло много лет со времени их написания, но дети до сих пор читают и любят эти увлекательные истории, написанные великим русским писателем для самых маленьких. Все произведения Толстого поучительны.
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу пополнить нашу выставку ещё одной книгой Л. Толстого «Прыжок». Действия этого рассказа происходят на корабле. Это был парусный корабль…
(Воспитатель показывает картину корабля).
Такой корабль раньше служил основным средством для дальних морских плаваний. Палуба такого корабля делалась из твердых как камень, пород дерева.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое палуба?
(Ответы детей)
Палуба – пол корабля.
Мачты возвышались над палубой на 15-20м, т. е. имели высоту 5-8- этажного дома. (Показываю и объясняю, что такое палуба, мачта).
Мачта – столб на палубе, к которому крепятся паруса. Корабли совершали кругосветное путешествие в течение нескольких месяцев. Из таких путешествий моряки привозили разных диковинных животных, например обезьян.
Воспитатель: Ну а теперь, отправляемся в путешествие и необычное оно потому, что будет оно вместе с героями рассказа Л. Толстого «Прыжок».
(Сели правильно и внимательно слушайте).
Чтение рассказа (сопровождается показом иллюстраций).
После прочтения небольшая пауза. Затем беседа по содержанию
Воспитатель:
- Понравился вам рассказ?
Дети: Да!
Воспитатель: Назовите главных героев этого рассказа?
Дети: (полным ответом) Главные герои рассказа мальчик и его отец, капитан корабля.
Воспитатель: Где происходят все события?
Дети: События происходят на палубе корабля.
Воспитатель: Почему весь народ был на палубе?
Дети: Весь народ собрался на палубе, потому что была тихая погода.
Воспитатель: Что происходит на палубе?
Дети: Обезьяна сорвала шляпу с мальчика.
Воспитатель: Как ведёт себя мальчик?
Дети: Мальчик бросился за обезьяной.
Воспитатель: Что означает - мальчик «раззадорился»? (развеселился)
Воспитатель: Как ведут себя люди?
Дети: Люди смеются.
Воспитатель: От чего опомнился мальчик?
Дети: Мальчик опомнился, потому что кто-то ахнул от страха.
Воспитатель: Кто заставил мальчика прыгнуть вниз?
Дети: Отец заставил сына прыгнуть вниз.
Воспитатель: Чем закончилась эта история?
Дети: Мальчик остался жив, а отец плакал от счастья и потрясения.
Воспитатель: Какие чувства вы испытываете после прочтения рассказа? Вам жаль мальчика? Почему?
Дети: Да нам жаль мальчика. Он мог разбиться.
Воспитатель: А за что вы ругаете мальчика?
Дети: Ругаем мальчика за то, что залез так высоко.
Воспитатель: А за что хвалим мальчика?
Дети: Хвалим его за то, что он смелый, решительный, храбрый.
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Чему вас научил этот рассказ?
Дети: Каждый поступок нужно обдумать прежде, чем его совершить, ведь необдуманный поступок может сильно огорчить взрослых, родителей.
Заключительная часть. Итог занятия.
Воспитатель: Как называется рассказ, который я сегодня вам прочитала? Кто автор этого рассказа? Почему рассказ называется «Прыжок»?
(Прыжок мальчика – это тоже поступок, храбрый поступок. Этим поступком мальчик преодолевает трусость, растерянность. Прыжок спасает его от смерти.)
Воспитатель: Дети, пока вы работали, я вспомнила очень хорошую пословицу «Все хорошо, что хорошо кончается». В этом рассказе все хорошо закончилось. Я хочу подарить вам сердечки, на которых написана эта пословица.
Пусть произведения Л. Толстого учат вас только доброму по отношению к себе и другим.