Ирина Воропаева
Консультация для родителей «Развитие речи у детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи у детей 3-4 лет происходит особенно быстро. Как правило, ребёнок к 3-м годам почти усваивает свой родной язык. Активный словарь малышей от 3-х до 4-х лет растёт буквально не по дням, а по часам, примерно до 100 новых слов за месяц. Если в три года ребёнку для общения достаточно нескольких сотен слов, в четыре года эта цифра достигает 1, 5-2 тысячи слов. При этом надо пом-нить, что в семье для повседневного общения взрослыми используются в среднем от 3-х до 5-ти тысяч слов.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Так же быстро улучшается и звуковое оформление слов, более развёрнутыми становятся фразы. Однако не все малыши имеют одинаковый уровень речевого развития : одни к трём годам часто и правильно произносят слова, а другие говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят слова, третьи говорят недостаточно отчётливо, неправильно произносят отдельные звуки. Наиболее типичными ошибками являются пропуск и замены звуков, перестановка звуков и слогов, нарушение слоговой структуры (сокращение слова - тамва, вместо трамвай, неправильное ударение).
Речь трёхлеток однотипна. Все глаголы они произносят в настоящем времени. Понятие малыша о прошлом или будущем ещё ограничено. Предложения похожи друг на друга: на первом месте подлежащее, потом сказуемое затем дополнение. Малыши легко воспринимают простые назывные предложения. В этом возрасте у детей появляется особый интерес к словам. Малыши пытаются установить значение слов, их происхождение, создают свои слова (кружинка, вместо пружинка). Малы-ша привлекают звуковое оформление слов, и он даже пытается исправлять плохо говорящих сверстников, хотя ещё не может определить, какой звук или часто в слове произнесено неправильно.
Ребёнок ещё не может самостоятельно определить, из каких звуков состоит слово, установит их последовательность, разложить слово на части (слоги звуки).
Основной задачей воспитания ЗКР у детей младшего возраста является обучение их правильному произношению звуков, отчетливому и внятному произношению слов.
Характерной особенностью становления звуков в возрасте 3-4 лет является неустойчивость артикуляции при их произношении. Как правило, к трём годам ребёнок должен овладеть всей системой звуков родного языка. Исключения могут со-ставить шипящие звуки (ш, ж, сонорные (р., л, свистящие (с, з). Поэтому, одной из важнейших задач в младшем возрасте является выработка лучшей координации органов артикуляционного аппарата детей.
Нужно приучать детей уже сейчас слышать и внимательно слушать речь окружающих, т. е. развивать слуховое внимание. Для этого можно использовать различные шумовые игрушки и игры (бумага, ложка, барабан, молоточек, колокольчик и др.).
Дети в этом возрасте часто говорят тихо или, наоборот, крикливо, не умеют говорить шепотом. Поэтому следующая задача, которая стоит перед нами – научить детей пользоваться голосом с различной силой (говорить громко, умерен-но, тихо, т. е. развивать голосовой аппарат. Для этой цели можно использовать игрушечные наборы животных разных размеров. Играя с ними в такие игры, как «Угадай, кто кричит?», «Большой - маленький» мы учим ребёнка произносить звукоподражания голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок?
Важной предпосылкой для формирования звуковой стороны речи является развитие слухового восприятия.
Таким образом, воспитание звуковой культуры речи у детей младшего возраста направлено на усвоение, закрепление правильного произношения звуков, на выработку отчетливого и внятного произношения слов и фраз, на укрепление голосового и артикуляционного аппарата, на развитие слухового восприятия.
Невозможно учить ребенка только словами, не используя игрушки и игровые материалы. Играя с игрушками, ребёнок обучается новым навыкам, поэтому они должны быть интересными и достаточно сложными, соответствовать возрасту и уровню развития ребёнка.
Одна и та же игрушка или игра может послужить для достижения разных целей.
Далее хочу предложить игрушки и игры, которые могут быть использованы вами в домашних условиях для развития речи у детей.
Игрушки и игры для развития речи детей 3-4 лет :
Наборы игрушек (животных, птиц)
- для уточнения произношения в звукоподражаниях:
Му-у-у, Иго-го, Бее-е, Мяу-мяу, Гав-гав и т. д.
(«Угадай, кто кричит?», «Большой - маленький» - произношение звукоподражаний голосом различной высоты, силы и тембра, например, как мяукает кошка, а как котёнок);
- для организации сюжетно-ролевых игр («Зоопарк», «Ферма»)
Кубики– развивают мышление, умение работать по образцу, зрительную па-мять.
Родителям раздаются наборы кубиков, они собирают любое изображение.
- К изображённым на кубиках предметам можно задать ряд вопросов (вопросы адресуются родителям) :
- Что это? Где растёт? Какого цвета? Какой формы?
Что из этого можно приготовить?
- Кто это? Какие части тела у него есть? Где живёт? Как зовут детёныша, его
маму и папу? Чем питается?
Пластилин - развивает моторику, цветовое восприятие, воображение.
- Учите ребёнка катать шарики и колбаски, делать из них лепёшечки и колечки – игра «Угощение для Мишки» (шарики - «ягодки», «яблочки», лепёшки – «печенье»); размазывание пластилина по основе и вдавливание в него зёрен гороха, фа-соли, макарон, бусин в виде различных фигур и предметов.
Мягкие игрушки, игрушки, надевающиеся на руку (варежка) и на палец (пальчиковые игрушки) :
- развивают моторику, интонацию голоса, звукоподражательные навыки.
- используются для проигрывания знакомых сказок.
Звучащие игрушки - погремушки, пищалки, игрушечные музыкальные инструменты:
- развивают слуховое внимание ребёнка, заставляют его прислушиваться к звукам.
- Игры: «Угадай, на чём играю?», «Что за звук?»
«Музыкальные слова». Игра, которая может научить разделять слова на от-дельные слоги, улучшает чувство ритма. Как правильно играть: Лучше играть в дождь, так как эта игра отлично поднимает настроение. Спойте для ребенка вдвоем, чтобы улучшить друг другу настроение, можно петь любые известные песни. Пойте по слогам и хлопайте, при этом придерживайтесь ритма мелодии. Если желаете дома устроить музыкальный концерт, то пойте песни, прихлопывая в ритм ложками. Каждый новый слог равен одному хлопку ложки. Можно пристукивать по посуде. Все домочадцы с удовольствием поучаствуют в музыкальной самодеятельности вместе с малышом. Главное - делайте все внимательно, чтобы не ошибаться и не сбиваться с ритма. Смело пробуйте!
Мелкий конструктор, заводные игрушки, шнуровки, мозаика, пазлы, прищепки:
- Развивают мелкую моторику, помогают формировать представление о «целом» и «части», развивают у ребёнка воображение, вырабатывают усидчивость.
Игрушки и предметы из различных материалов (деревянные, пластмассовые, меховые, тканевые, вязаные, металлические и т. д.)
- Обогащают словарный запас (активный и пассивный) словами-названиями предметов и их частей, признаков.
- Игры: «Чудесный мешочек», «Узнай игрушку по описанию» ("Это мягкая игрушка. Она серая. Хвостик короткий, а уши длинные. Любит морковку, прыгает ловко» -
зайчик); «Назови части целого» (кот - туловище, голова, лапы, когти, хвост, нос, уши, глаза, усы).
Детское лото и другие настольно-печатные игры - закрывая картинки на листе маленькими карточками, можно одновременно преследовать несколько дидактических целей. Итак,
Несколько способов использования детского лото для развития речи и усвоения звуков :
* Проговаривание названий картинок четко и внятно.
* Когда все картинки уже закрыты – вспомните их и назовите: развитие памяти
* Назовите каждое слово на картинке ласково: мячик, белочка
* Назови два-три действия, связанных с картинкой: прыгает, скачет, катится
Назовите 2-3 признака предмета, изображенного на картинке: круглый, красный, резиновый.
Пусть игры будут простыми и совсем короткими. Даже 5 минут достаточно! Но всегда стремитесь, чтобы ребёнок доводил начатое дело до конца.
Каждая игра – это общение с ребёнком, это школа сотрудничества, в которой ребёнок учится радоваться успеху, переносить неудачи. Доброжелательность, поддержка, радостная обстановка – только в этом случае игры принесут пользу для развития ребёнка. Играйте всей семьёй, хоть на несколько минут откладывая свои дела.
И напоследок хотелось бы дать вам несколько советов:
Мы должны обращать внимание и на собственную речь, так как ребёнок подражает взрослому. Поэтому говорите с ребёнком неторопливо, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на «детский язык», т. к. это нередко тормозит развитие речи ребёнка. Взрослые должны предъявлять ребёнку образец правильной речи;
Каждый день читайте ребёнку стихи и сказки по возрасту, не сердитесь, если придётся много раз читать одну и ту же книгу, поддерживайте познавательный интерес; рассматривайте картинки в книгах, задавайте вопросы о прочитанном;
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы;
Обязательно поправляйте речевые ошибки, допущенные ребёнком (согласование слов в предложении, употребление предлогов)
Во время общения приучайте ребёнка смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает правильную артикуляцию звуков;
Называйте всё, что видит или делает ребёнок;
Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками.
Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям.
Воспитатель ВКК Воропаева И. А.
По материалам интернет ресурсов.