Нарожняя Наталья Александровна
Консультация для родителей «Развитие речи у детей 5 лет в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи было и остается актуальной проблемой, решение которой — первостепенная задача для современного общества. Все люди общаются при помощи речи, именно так мы можем делиться друг с другом и именно речь позволяет нам доносить свои мысли до других, так люди понимают то, что мы хотим сказать. И это именно то, чего лишены дети, которые плохо говорят и, как следствие, эти дети более молчаливы, нерешительны, застенчивы в общении.
Публикация «Консультация для родителей „Развитие речи у детей 5 лет в семье“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Средняя группа
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Но чрезмерную болтливость от умения говорить, так же, стоит отличать. Обычно дети говорят много, но когда нужно, например, пересказать содержание спектакля, который ребенок увидел днем, тут же возникают трудности в понимании сюжета, определении персонажей и даже место происхождения событий дети не могут точно сказать.
Уже к 5-6 годам ребенку нужно освоить родной речью, а именно, научиться передавать свои мысли при помощи языка, пересказывать литературные произведения (сказки, рассказы, повести, басни, составлять рассказ по иллюстрации и описывая события, произносить все слова и звуки правильно.
Давайте разберемся с определением связной речи, что же это такое? Связная речь – это полное, законченное, композиционно и грамматически оформленное, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений.
Ребенок, у которого развит словарный запас, может пересказать связно и последовательно, соблюдает языковые правила и нормы, владеют связной речью.
Каждый из нас понимает, что речь — это как монологическая речь, так и диалогическая. Нужно понимать, что во время диалога мы помогаем ребенку, правильно задавая вопрос, то есть, позволяем давать простые ответы на поставленные вопросы, иногда прибегая к жестам, междометиям и просто эмоциональным восклицаниям, а нужно, научиться родителям и педагогам строить диалог таким образом, чтобы ребенку во время беседы приходилось рассуждать, давать полные ответы, избегая односложных
Во время монолога от ребенка требуются навыки сосредоточения на главном, не зацикливаясь на деталях и отрабатывать этот навык должны не только педагоги и логопеды, но и родители, приучая детей проговаривать и комментировать увиденное.
Для развития речи ребенка и обогащения словарного запаса, важным является привить детям любовь к художественной и театрализованной деятельности, играм, особенно, сюжетно-ролевым.
Что же можем сделать мы — взрослые для того, чтоб привить любовь к литературе и чтению? Все очень просто, нужно подбирать интересные произведения, подходящие по возрасту, не сильно длинные, ведь внимание ребенка не способно долго концентрироваться и следить за сюжетной линией, а значит, устает от чтения достаточно быстро. В данном вопросе есть один секрет: работа с художественной литературой — это не только чтение самого произведения, но и знакомство с автором, рассматривание иллюстраций, комментирование прочитанного детьми по наводящим вопросам, только так, постепенно можно привить детям любовь к чтению, и, следовательно, подготовить почву для дальнейшего речевого развития.
Прививать интерес к театрализованной деятельности, также, стоит осторожно и постепенно. Утренники и развлечения в дошкольных учреждениях, инсценировка прочитанных воспитателем (или знакомым по рассказам родителей) художественных текстов — это как раз те условия, которые развивают творческое мышление и речь детей.
Существует ряд игр, которые можно рекомендовать родителям, именно эти игры помогают развивать речь детей, точнее это лишь некоторые из них.
«Подскажи словечко»
Родитель бросает мяч ребёнку, спрашивает:
- Ворона каркает, а сорока?
Ребёнок, возвращая мяч, должен ответить
Вопросы могут быть совершенно произвольные:
1. Корова дает молоко, а курица. ?
2. В огороде растут огурцы, а в саду. ?
3. У тигрицы ребенок тигренок, а у зайчихи. ?
4. Медведь живет в берлоге, а мышка. ?
И продолжать список этих вопросов можно бесконечно.
«Игрушки играют в сказку»
Вы с ребенком распределяете игрушки между собой, это будут персонажи для сказок. Можете выбрать известную сказку или договориться, что будете придумывать на ходу. Затем каждый по очереди называет предложение и показывает действие игрушкой (например, «испекла старуха колобок» — кукла подходит к коробочке и вынимает мячик-колобок). Получается настоящий спектакль.
Главное, вовлечь ребенка, чтобы он начал рассказывать и захотел придумывать реплики героям. Возможно, потом малыш захочет сам показать вам спектакль или выступить в роли персонажа. Считайте это своим успехом!
«Придумываем рассказ»
Взрослый читает предложения, дети вставляют слова-предметы, слова-действия, слова-признаки и т. д. За основу можно взять рассказы Сутеева, Бианки.
Например:
"На пороге сидела и жалобно мяукала. (кто). Кошка сидела перед чашкой с молоком и жадно. (что делала). Кошка поймала в саду. (кого). Шерсть у кошки. (какая, когти (какие). Кошка лежала с котятами. (где). Котята играли мячиком. (как).
Это лишь примерный перечень, огромное количество игр можно найти на просторах интернета, главное, не забывайте, что для каждого возраста свои игры. Не перегружайте детей, подпитывая интерес ребенка, а не вызывая усталость.
И в заключении, уважаемые родители, помните, для каждого ребенка важно говорить с теми мамами и папами, которые их слушают. Научитесь поддерживать своих детей, задавайте им вопросы, ответ на который будет развернутым, увлекайте ребенка в волшебное путешествие в мир слов и вы не заметите, каких высот в речевом развитии достигнут благодарные малыши.