Кулаковская Татьяна
Развитие речи. Дары Фребеля
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - ядро системы Фрёбеля и ее он называл языком ребенка, дающим представление о том, что «лежит у него на душе, чем занята голова, чего хотят руки и ноги». Игровой набор прошел многолетнюю апробацию в детских садах всего мира, не является просто материалами для манипуляций и развлечения детей.
Игровой набор «Дары Фрёбеля» является составной частью развивающей предметно-пространственной образовательной среды и это позволяет естественным образом организовать свободный выбор детьми своей образовательной и игровой деятельности.
Публикация «Развитие речи, Дары Фребеля» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Формы организации работы с игровым набором:
1. Игры, используемые в непрерывной образовательной деятельности, обеспечивающие наглядность, системность, доступность, смену деятельности, подобранные и разработанные на основе принципа интеграции.
2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность.
3. Коррекционные занятия с подгруппой детей и индивидуально.
4. Индивидуальные занятия педагога с детьми: планируется на основе наблюдений за работой детей, оценки динамики развития каждого ребёнка.
Задача педагога – работать с каждым ребёнком в зоне его ближайшего развития. Игровой набор соответствует требованиям ФГОС ДО по обеспечению психолого-педагогических условий для реализации программ дошкольного образования. В соответствии с требованиями в процессе получения ребенком дошкольного образования должно быть обеспечено ФГОС ДО к содержанию примерных образовательных программ дошкольного образования развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.
Особо хочу отметить речевое развитие - здесь возможности «Даров Фребеля» очень разнообразны.
В зависимости от поставленных целей для удобства мы разделили игры на блоки.
1 БЛОК Игры на формирование грамматического строя речи, ее связанности при построении развернутого высказывания. Важно отметить, что при усвоении грамматического строя речи на первый план выходит освоение способов словообразования разных частей речи, формирование языковых обобщений, а также построение синтаксических конструкций (простых и сложных предложений). Связность высказывания в процессе игровой деятельности может помочь формированию представлений о структуре разных типов текста. Также эту особенность необходимо учитывать при чтении детям различных художественных произведений.
2 БЛОК Игры на формирование словаря (обогащение, закрепление и активизация). В играх, связанных с развитием словарного запаса, необходимо обратить внимание на смысловую сторону слов. (что делает? Какой?.)
3 БЛОК Игры на формирование звуковой культуры речи. В играх, основным содержанием которых является воспитание звуковой культуры речи, необходимо больше уделять внимания работе над интонационной выразительностью, темпом, дикцией и плавностью изложения высказывания
4 БЛОК Игры на формирование фонематического восприятия
5. БЛОК Игры на развитие мелкой моторики.
Перспективное планирование игровой деятельности с использованием игрового набора
«Дары Фрёбеля»
Цель: формирование познавательной активности у дошкольников посредством игр с игровым набором «Дары Фребеля»
Задачи: - способствовать развитию социальных и коммуникативных умений, игровой деятельности, мышления, внимания, речи, памяти;
- формировать сенсорные навыки и предпосылки познавательно-исследовательской деятельности, элементарных математических представлений; расширять кругозор.
Возрастная группа: 6-7лет
месяц Игры цель дары
сентябрь 1. «Вязаные мячики»
развивать мелкую моторику рук, координацию движений Дары № 1
2. «Домик для листика»
Учим детей строить дом из брусочков (добавить песни, стихи, музыку) Дары № 3,5
3. «Одень дерево»
Учить из плоскостных фигур наряжают дерево Дары № 7
4. «Осенняя поляна»
Развивать сенсомоторное развитие
ребёнка, определять форму цвет и т. д Дары № 12
октябрь 1.«Мой дом- мой поселок»
Формирование представлений о родном поселке, о доме Дары № 7, 9, 8
2. «Соберём урожай»
Различать по цвету по форме на ощупь Дары № 10,14
3. «Что такое осень?»
Учить детей видеть основные цвета осени Дары № 7,8,10
4. «Угадай по описанию»
Закрепить название объёмных геометрических фигур, учить описывать знакомую фигуру Дары № 2
ноябрь 1.«Чего не стало?»
Развивать у детей анализировать и сравнивать предметы по форме Дары № 7
2. «В гости к белочке»
Учить детей создавать образ животных, деревьев, поляны
Дары № 7, 8, 10
3. «В мире фигур»
Развивать сенсорные навыки и познавательно-исследовательскую деятельность Дары № 5, 7
4. «Сказочный человечек» :
Учить изображать фигуру гнома, подбирать форму цвет размер Дары № 6, 8, 11
декабрь 1.«Едем, едем в гости»
Познакомить с видами транспорта, развивать интерес к совместным играм Дары № 4, 5, 6, 7
2. «Волшебный мешочек»
Развивать сенсорные навыки и расширение кругозора, мышления, внимания Дары № 5
3. «Зимние фантазии»
Учить детей составлять различные фигуры, развивать фантазию воображение Дары 8, 9
4. «Дворец Деда Мороза»
Учить детей создавать фигуру путём преобразования уже созданных, не разрушая базовые постройки.
Дары № 3, 4, 5, 6
январь 1.«На что похоже?»
Развивать фантазию, побудить у детей ассоциативное мышление Дары № 7, 9
2. «Красная шапочка»
Поддерживать у детей интерес к сказке, желание помочь сказочному герою, приобщать к художественной литературе
Дары № 1,5,6,7,8,9
3. «В мире геометрических фигур»
закрепить порядковый счёт, закрепить объёмные и плоскостные фигуры Дары № 2, 7,8, 9, 11, 14
4. : «Моя семья»
Учить детей подбирать детали к образам людей, развивать мышление, воображение Дары № 7, 9,11
февраль 1.«Зеркало»
Формирование первичных представлений о себе, других людей, объектах окружающего мира Дары № 8
2. «Самолётная полоса»
Формировать первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира (ориентация в пространстве) Дары № 5, 6, 7
3.«Военная техника»
Сортировать и упорядочивание фигур по цвету, по форме, развивать мелкую моторику рук Дары № 7, 8, 10
4. «Путешествие в страну Грамматику»
Учить детей из палочек составлять слово, делить слова на слоги проводить звуковой анализ слова Дары № 8,10
март 1.«Большая стирка»
Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализатора
Дары № 7, 8, 9, 10
2. «Украшение для мамы»
Развивать умение классифицировать, сортировать, сравнивать, выполнять задание по схеме Дары № 11
3. «Чудесный мешочек»
Закрепить объёмные геометрические фигуры Дары № 10,11
4. «Заюшкина избушка»
Закрепить умение ориентироваться на плоскости, развивать внимание, мышление, внимание Дары № 2, 3, 4, 5, 7 8, 9
апрель 1.«В мире задач»
учить детей с помощью палочек, геометрических фигур составлять простейшие примеры Дары № 7, 8, 10
2. «Полёт на луну»
Учить подбирать форму, величину, фигуру, развивать интерес к совместным играм (мышление, воображение, мышление) Дары № 5, 6,7, 8, 10
3. «Накроем на стол»
Дать представление целое делить на части, развивать познавательно- исследовательскую деятельность детей Дары № 10, 14
4. «В мир фантазии»
Умение создавать сложные конструкции, умение словесно обозначать месторасположение предмета
Дары № 3, 4, 5, 6, 13, 14
май 1.«В мире весны»
Закрепить объёмные геометрические фигуры, развивать интерес к совместным играм Дары № 1-14
2. «Волшебный мешочек»
Развитие сенсорики, расширять кругозор Дары № 11
3. «Школа»
Закрепить умение ориентироваться на плоскости развивать мышление, внимание, воображение Дары № 1-14
4. «Угадай по описанию»
Учить выделять особые признаки фигур с помощью зрительного, осязательно-двигательного анализатора
Дары № 7
Направление: знакомство с книжной культурой, детской литературой
Содержание работы:
-приобщение к художественной литературе;
- обогащение словарного запаса;
-формирование грамматически правильного строя речи;
- развитие игровой деятельности.
Стихи про Лену реку
Женское обличье,
Даже имя у тебя
Нежное, девичье.
Ласковым тебя не зря
Окрестили словом,
Несмотря что родилась
Ты в краю суровом.
Попов Л.
Используемые материалы: Наборы 3,4,5,6,7,8,9,10,J1
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 4 и более
Интеграция с образовательными областями «Социально- коммуникативное»
«Познавательное развитие»
«Художественно- эстетическое развитие»
Описание игры: воспитатель читает детям стихотворения якутских поэтов, задаются вопросы на понимание услышанного, обращает внимание на особенности реакции детей на сюжет стихотворения и предлагается запомнившийся сюжет сделать при помощи наборов.
Модификация игры: детям предлагается дополнить сюжет стихотворения неожиданными элементами
Направление: знакомство с книжной культурой, детской литературой
Содержание работы:
- приобщение к художественной литературе;
- формирование активного словаря;
- внимание на смысловую сторону слов;
- развитие коммуникативных навыков.
Используемые материалы: Наборы 3,4,5, 5P,6,7,8,9,10,J1
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 4 и более
Интеграция с образовательными областями «Социально- коммуникативное»
«Познавательное развитие»
«Художественно- эстетическое развитие»
Описание игры: воспитатель читает детям стихотворения якутских поэтов, задаются вопросы на понимание услышанного, обращает внимание на особенности реакции детей на сюжет сказки и предлагается поиграть в настольный театр. Дети выбирают роли, строя из наборов декорации и ставят спектакль
Модификация игры: детям предлагается дополнить сюжет стихотворения неожиданными сюжетами, отвечая на вопрос «А что было бы, если бы.»
Направление: обогащение активного словаря
Содержание работы: -формирование активного словаря;
-развитие общения детей с помощью вербальных и невербальных средств;
- развитие фантазии, творчества, мышления
- развитие игровой деятельности
Используемые материалы: Наборы 3,4,5,5В, 5P,6,7,8,9,10,J1
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 4 и более
Интеграция с образовательными областями «Социально- коммуникативное»
«Познавательное развитие»
«Художественно- эстетическое развитие»
Описание игры: воспитатель предлагает детям сделать из наборов сюжеты картин из якутских сказок или предметы из повседневной жизни. Каждый может сконструировать любой предмет. Затем ребенок должен рассказать свой сюжет.
Модификация игры: дети могут дополнить картину используя свою фантазию
Направление: развитие звуковой культуры речи, фонематического слуха
Содержание работы:
-развитие слухового восприятия;
-правильно посчитать слоги в словах.
Используемые материалы Наборы 4,5,7,8,10,J1
Возраст участников От 4 лет
Количество участников 2 и более
Интеграция с образовательными областями «Социально- коммуникативное развитие»
«Познавательное развитие»
Описание игры: дети индивидуально или делятся на группы по 2-4 человека. Дети должны договориться, какую букву они делают. Когда буква будет сделана, другая команда должна сказать, какая буква сделана
Модификация игры: детям предлагается собрать слоги или собрать фигуру (предмет) на определенную букву (например, на букву «б» : барабан, батон, бантик и т. п)
Направление: развитие мелкой моторики
содержание работы:
- развитие мелкой моторики;
- умение навыков планирования;
- развитие внимания.
Используемые материалы: Наборы 7,8,9,10
Возраст участников От 3 лет
Количество участников 4 и более
Интеграция с образовательными областями «Социально- коммуникативное»
«Познавательное развитие»
Описание игры: дети строят различные композиции из наборов, внимательно соблюдая этапы построения. Дети могут разделится на команды и устроить конкурс «кто красиво» сделал и правильно назвать узор якутского орнамента.