Татьяна Чёрная
Развитие речи с помощью музыкально-дидактических игр
МУЗ. Д/И «ВОДЯТ МЫШИ ХОРОВОД»
Цель: Развивает умение держать ровный круг, выполнять движения со словами
Оборудование: маски кота, мышек; муз. инструмент- барабан
--- «кот» с барабаном стоит в центре круга, «мышки», взявшись за руки водят хоровод со словами: - «В барабан ударил кот, трум, трум, трум…. Водят мыши хоровод, брум, брум, брум…. Стали мыши танцевать тир- ля- ля, тир- ля- ля! Так, что начала дрожать вся земля! (игра может повторятся несколько раз, меняя движения)
МУЗ. Д/И «Гармошка для матрёшки» (хороводная)
Публикация «Развитие речи с помощью музыкально-дидактических игр» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные дидактические игры и пособия
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Цель: Знакомит с муз. инструментом – гармонь; умению проговаривать слова и выполнять движения.
Оборудование: муз. инструмент- гармонь; забавные косынки и кепки для матрёшек
--- гармонисты стоят в центре круга и говорят слова – «Ты, гармошечка играй… всех матрёшек собирай»
--- остальные дети, двигаясь по кругу приговаривают слова «Ходим, ходим перед всем частным народом. Сели, встали, себя показали, попрыгали, потопали, в ладоши похлопали» (можно использовать другие движения)
МУЗ. Д/И «Доброе утро»
Цель: Помочь ощутить прелесть окружающего мира; способствовать умению,запоминать и проговаривать слова под звон муз. инструментов – колокольчиков.
Оборудование: игрушки лесных животных; муз. инстр. – колокольчики
--- по группе расставлены игрушки животных, которые спят; дети идут в гости в лес к зверятам с колокольчиками в руках со словами, создавая перезвон и будят их. «Дили, дили, дили, дили колокольчики звонили, колокольчики будили, дили, дили, дили, дили. Всех зайчат и ежат колокольчики будили; всех ленивых медвежат, всех жуков и пауков и весёлых мотыльков. И воробышек проснулся и волчонок встрепенулся. Динь – день, динь – день, динь – день, начинаем новый день, не проспите новый день!»
ИГРЫ - ВКЛАДЫШИ
Игра – естественная деятельность ребёнка, которая направлена на удовлетворение и стремления к движению, действию.
Дети очень любят играть в различные игры, в том числе, игры – вкладыши. Через такие игры у детей формируется интерес и запоминание музыкальных инструментов; концентрирует внимание, развивает мелкую моторику; пополняет словарь.
МУЗ. Д/И «КАРУСЕЛЬ:
Цель: Развивает чувство ритма, координирует речь с движением.
Оборудование: маски- мышки, муз. инструменты дудочки.
--- «Мы мышат захотели прокатить на карусели, а мышата во трубу всё ду- ду, ду-ду, ду-ду. Еле, еле, еле закружились карусели. Ну- ка, мышки побыстрей, побыстрей подудите, подудите – а патом, а патом, всё бегом, всё бегом ду-ду, ду- ду. Тише мышки, не спешите, карусель остановите, раз- два, раз- два, вот и кончилась игра!» (дети медленно начинают кружится вокруг себя, затем берутся за руки и быстро двигаются по кругу, в конце игры замедляют темп движения, останавливаются)
МУЗ. Д/И «Наши ножки пляшут»
Цель: Развивает слуховое восприятие; способствует запоминанию слов игры.
Оборудование: аудиозапись весёлого перепляса; костюмы из уголка ряжания.
--- дети, взявшись за руки, выходят на середину группы со словами «Самогуды, самогуды, распевают песни всюду; раз готовы, вы друзья, танцевать нам всем пора! Вот и музыка звучит, а народ всё ждёт, стоит. Ой! Пустились ножки в пляс, веселей, ещё хоть раз!» (дети выполняют различные движения под музыку)
МУЗ. Д/И «ПЕТУШОК»
Цель: Развивает интерес к игре; запоминанию и пополнению словарного запаса, пониманию и чёткого проговариванию слов.
Оборудование: игрушка- петушок, муз. инструмент- гармошка.
--- «Что ты, Петенька, грустишь и на деток не глядишь? Лучше Петя, петушок ты подай свой голосок, на гармошке поиграй, песню с нами запевай, деткам нашим помогай. Трух, трух, трух ходит по двору петух, сам со шпорами, хвост с узорами, на гармошечке играет, звонко песни распевает.
МУЗ. Д/И «ХВОСТЛИВЫЙ МЫШОНОК»
Цель: Способствует осознанию того, что делать что- то вместе интересно и полезно, хотя и сложно; формирует умение приходить на помощь, общаться друг с другом. Оборудование: маски мышат, муз. инстр. - гитара.
--- «мышонок» приглашает своих друзей и хвастается перед ними: - «Я играю на гитаре, всех друзей я созываю тра- ля, тра -ля, тра- ля, ля, ля, ля, ля.
Какой хороший день, какой хороший день, кокой хороший я и песенка моя тра- ля, тра- ля, тра- ля, ля, ля, ля, ля. Кокой хороший день, кокой хороший день, играть весь день не лень тра-ля, тра- ля, тра-ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля (мышата друзья) : - «Кокой хороший день, кокой хороший день и песенка твоя, но мы твои друзья тра-ля, тра-ля, тра-ля, ля, ля, ля, ля, ля. Играем вместе мы, играем вместе мы и мы твои друзья тра-ля, тра-ля, тра-ля, ля, ля, ля, ля, ля».