Шевцова Олеся Игоревна
Развитие речевых способностей и мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования «Шарики аквагрунта»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
В соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования, образовательные организации, выполняя социальный заказ, несут полную ответственность за воспитание человека – человека здорового физически, нравственно и духовно, человека всесторонне и гармонично развитого. Одной из основных задач примерной адаптированной программы коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности по которой работаю я с детьми старшего дошкольного возраста, является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Публикация «Развитие речевых способностей и мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования „Шарики аквагрунта“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
О. Н. Сомкова, разработчик раздела «Развитие речи детей», программы «Детство», по которой работает наше учреждение, пишет, что исследования последних лет (М. В. Крулехт, Г. Н. Вергельс, О. В. Солнцевой) свидетельствуют о том, что интенсивность развития ребенка в речевой деятельности прямо зависит от степени освоения им позиции субъекта этой деятельности. Чем активнее ребенок, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат.
Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших учёных, таких, как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев, А. А. Лурия. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений.
Формирование движений происходит при участии речи.
Нормально развивающийся ребенок к двум годам способен дифференцировать на слух близкие по звучанию звуки. К 5-6 годам ребенок перестает заменять эти звуки и в своей устной речи. В 5-6 лет у детей уже довольно высокий уровень фонематического восприятия. Не позднее, чем к 5-6 годам ребенок должен овладеть правильным произношением всех звуков речи.
Однако изучение речевого развития детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями показало, что имеется достаточно высокий процент детей, у которых отмечаются выраженные отклонения в формировании, как произносительной стороны речи, так и её восприятия.
Многолетняя практика показывает, что ребёнка с нарушениями речи при систематической работе с ним можно вывести из такого состояния. Поэтому поиски приёмов и методик в логопедической практике коррекции не утратили своей актуальности.
Ведущая идея
В. А. Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Современными учеными установлено, что уровень развития психических процессов и коммуникативных способностей находится в прямой зависимости от степени сформированности мелкой моторики рук. Мелкая моторика – это точные общие и специальные движения пальцев рук. Она тесно связана с развитием произвольного внимания, глазо-двигательной координации, наглядно-действенного мышления и развитием речи.
Учёные пришли к выводу, что формирование устной речи ребёнка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. У детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями уровень развития мелко моторных функций не соответствуют возрастной норме. Так на основе проведённого обследования детей старшей группы компенсирующей направленности была выявлена следующая закономерность: если развитие мелкой моторики отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме, поэтому развитие мелкой моторики рук является стимулирующей для развития речи, психических процессов, познавательной деятельности.
На протяжении всего пребывания ребенка в детском саду необходимо, активно включать игры и упражнения по развитию мелкой моторики рук, ориентировке в пространстве и зрительно-пространственной координации. Это важно при своевременном речевом развитии, и – особенно – в тех случаях, когда это развитие нарушено. Кроме того, доказано, что мысль, и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга.
Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Теоретическая база
Выдающийся исследователь в области отечественной психологии Л. С. Выготский подчеркивал неповторимую специфику дошкольной игры. Игра как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и развития детей, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности, в том числе и развитию коммуникативных способностей. Наиболее эффективными играми для совершенствования речевых навыков, являются игры на развитие мелкой моторики рук.
Игры с мячами, шарами известны с древних времён, хотя история не знает точно ни места, ни времени рождения этих игр. Практически каждый ребёнок с раннего возраста знаком с мячом и имеет возможность играть с ним. И выбор их достаточно широк: в продаже имеются мячи и шарики различного цвета, размера, материала и качества – на любой вкус. Однако играм с мячами и шариками уделяется недостаточно внимания. А ведь мяч может быть прекрасным инструментом, используемым в коррекционной практике.
Использование разных мячей, бусин и шариков на индивидуальных занятиях дает положительный результат, снимает психоэмоциональное напряжение у ребенка, так как ребенок думает, что он играет, а не занимается. Недаром один из выдающихся немецких педагогов-философов 19 века Фридрих Фребель отнес шар к великим дарам педагогики и назвал его «идеальным средством для упражнений». В практике игровые действия с мячом, бусинами, шариками всегда были одним из любимых средств организации детей и надежными помощниками в коррекционной работе. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении движений с предметом круглой формы, усиливает эффект занятия.
Безусловной педагогической удачей и залогом успеха практического применения интегрированных логопедических игр с мячами, шариками и бусинами является то, что педагогу с коррекционными приемами удается включаться в жизнь ребенка, в его систему жизненных потребностей: игра и активные движения. Интеграция игровых действий, звукоподражания, речевого сопровождения способствует повышению эмоционального тонуса, что при правильном психолого-педагогическом подходе побуждает ребенка к общению. У ребенка во время участия в играх с использованием шариков и мячей повышается настроение, появляется чувство радости, удовольствия. Этот прием особенно важен для детей с речевыми расстройствами, так как индивидуальный внутренний ритм детей часто или ускорен, или замедлен. У них изменен тонус мышц, поэтому включение упражнений на активное расслабление и напряжение мышц необходимо, особенно в сочетании с чистоговорками, стихами, которые активизируют артикуляцию и силу голоса, что также является отличительной и необходимой составляющей в работе с детьми с речевыми проблемами.
Для эффективного развития коммуникативных способностей старших дошкольников группы компенсирующей направленности я решила применить нетрадиционный метод развития с использованием шариков-аквагрунта.
Аквагрунт гидрогеля – это полимер, обладающий уникальной способностью поглощать и удерживать при набухании до двух литров дистиллированной воды. Гидрогель не токсичен, абсолютно стерилен, сохраняет свои свойства при высоких и низких температурах в почве в течение пяти лет. В конце концов, гидрогель полностью биоразлагаем – распадается на углекислый газ, воду и азот.
Оказывается эти шарики такая нужная в хозяйстве вещь!
Шарики изготовлены из пищевых компонентов, которые обладают абсорбирующими свойствами и подаются биологической переработке.
В качестве гипотезы предположила, что шарики - аквагрунта можно использовать не только в целях выращивания цветов, но и применять их в игровой деятельности как развивающую игрушку.
Для реализации своего опыта поставила перед собой следующую
Цель: внедрение инновационных здоровье сберегающих технологий для совершенствования коммуникативных способностей речевого развития детей.
Задачи:
1. Совершенствовать навыки развития мелкой моторики.
2. Развивать психические процессы: внимание и мышление.
3. Активизировать коммуникативную сторону речи.
4. Формировать эмоционально-волевую и познавательную сферу.
5. Разработать совместно с детьми дидактические игры с использованием инновационных технологий.
Для решения поставленных задач использован комплекс методов
включающий в себя: теоретический анализ и синтез психологической, педагогической и коррекционной литературы по теме.
Технология опыта
Я на практике решила убедиться, что использование шариков-аквагрунта для развития мелкой моторики рук – это действенный метод формирования коммуникативных способностей.
Однажды в очередной раз, перебирая аквагрунт в горшках с цветами, заметила, что этот материал очень привлек внимание детей. Они брали шарики в руки, катали их по комнате, шарики упрыгивали и скакали. Ребята с радостью их догоняли. И тут мне пришла в голову идея использовать аквагрунт в играх вместе с детьми.
Прежде, чем начать придумывать и играть в различные игры с гидрогелевыми шариками, о которых пойдет речь ниже, мы с ребятами провели опыт, а именно наблюдали, как волшебные шарики росли, постепенно увеличивались в размерах, наполнялись водой. Для детей это было настоящее волшебство!
Это уникальная тактильная гимнастика, которая оказывает тотальное воздействие на кору головного мозга, что предохраняет отдельные ее зоны от переутомления, равномерно распределяя нагрузку на мозг. Этот метод вызывает раздражение рецепторов, расположенных на ладошках и стопах детей и вызывает приятные ощущения. Использование этих шариков способствует активизации деятельности у заторможенных детей и, наоборот, успокаивает гиперактивных. Кроме того, этот метод развивает мелкую моторику, активизирует межполушарное взаимодействие, активизирует развитие речи ребенка, позволяет эффективно развивать эмоционально-волевую и познавательную сферу.
Список литературы
1. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики с использованием нетрадиционного оборудования» «Детство-Пресс», 2014г.
Кольцова М. М «Развитие моторики».
6. Строгонова И. А. «Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка».
1. В. В. Цвынтарный. Играем пальчиками и развиваем речь. СПб. : «Флокс», 1997г.
2. И. Лопухина. Логопедия: речь – ритм – движение. - СПб. : «Дельта», 1997г.
3. М. С. Рузина. Страна пальчиковых игр. – СПб. : «Кристалл», 1997г.
4. Т. С. Голубина. Чему научит клеточка. - М. : «Мозайка – синтез», 2001г.
5. Е. Карельская. Весёлые прописи. Готовим руку к письму. Ж. «Д. В.» 2000г.
6. О. И. Крупенчук. Пальчиковые игры. – СПб. : «ИД Литера», 2005г.
7. О. И. Крупенчук. Готовим руку к письму: контур, линия, цвет. - СПб., 2005г.
8. О. И. Крупенчук. Тренируем пальчики – развиваем речь: подготовительная группа детского сада. – СПб. : «ИД Литера», 2009г.
9. С. В. Коноваленко, М. И. Кременская. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями в развитии. – СПб. : «Детство-Пресс», 2012г.
2. Нищева Н. В. Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). - СПб. : «Издательство «Детство-Пресс», 2013 г.
3. Диагностический материал для психолого-логопедического обследования детей / Р. А. Кирьянова - СПб. : «Издательство «Детство-Пресс», 2014 г.
4. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу / Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. - СПб. : «Издательство «Детство-Пресс», 2010 г.
5. Волкова Г. А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. — СПб., 2008г.
Приложение №1
Предложенные игры, требуют тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают мышление, внимание, память.
Нетрадиционное использование в играх шариков-аквагрунта стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас.
1. Игра «Веселые шарики»
Дидактическая задача: Учить детей выкладывать шарики в определенной последовательности учитывая их величину и цвет; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровые правила: Класть шарики можно только на расстоянии 3 см. друг от друга.
Игровые действия: Выкладывание шариков на картинку готовых ниточек разной формы.
Реквизит: гидрогелевые шарики разного цвета. Нарисованная картинка готовых ниточек разной формы.
Ход игры: Предоставляем ребенку шаблон готовых ниточек разной формы и просим собрать из шариков гидрогеля бусы в такой же последовательности как было продемонстрировано педагогом.
Можно сделать свои бусы. Ребенок может сразу выложить все шарики.
2. Игра «Бусы»
Дидактическая задача: Учить детей выкладывать шарики в определенной последовательности учитывая их величину и цвет; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровые правила: Класть шарики можно только определенного цвета и на расстоянии 3 см. друг от друга.
Игровые действия: Выкладывание шариков на шаблон готовых бус.
Реквизит: гидрогелевые шарики разного цвета. Нарисованные шаблоны готовых бус.
Ход игры: Предоставляем ребенку шаблон готовых бус и просим выложить шарики гидрогеля в такой же последовательности как и на образце.
3. Игра «Цветные домики»
Дидактическая задача: Учить детей выкладывать шарики в определенные домики (секции) учитывая их цвет; активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры, развивать ориентировку в пространстве.
Игровые правила: Класть шарики можно только определенного цвета в определенный домик.
Игровые действия: Выкладывание шариков определенного цвета в определенный домик.
Реквизит: Разноцветные шарики гидрогеля, коробочки с шестью секциями.
Вариант № 1
Взрослый смешивает разноцветные шарики гидрогеля в прозрачной емкости, выбирает один шарик, и просит ребенка положить его в тот домик где наклеен кружок такого же цвета, что и шарик. Пример: «Я беру зеленый шарик, и ты покажи такой же шарик. Я ложу его в зеленый домик, и ты положи зеленый шарик в зеленый домик».
Вариант № 2
Взрослый смешивает разноцветные шарики гидрогеля в прозрачной емкости. выбирает один шарик, и просит ребенка положить его в тот домик где наклеен круг (в домик который расположен по середине, затем следующий шарик просит положить в домик который находится справа от квадрата и т. д. Пример: «Я беру шарик, и ты возьми шарик. Я ложу его в домик с квадратом, и ты положи шарик в домик с квадратом, я ложу шарик в домик, который находиться справа от домика с квадратом, и ты ложи шарик в домик, который находиться справа от домика с квадратом и т. д.».
Игра может усложняться.
4. Игра «Из чего сделано?»
Дидактическая задача: Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, дерево, стекло, пластмасса); активизировать словарь детей; воспитывать наблюдательность, внимание, умение четко выполнять правила игры.
Игровые правила: Класть предметы можно только на ту тарелку, которая сделана из того же материала.
Игровые действия: Угадывание на ощупь предмета находящегося в бассейне с гидрогелевыми шариками, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству.
Ход игры: Для этой игры подбираются предметы, сделанные из разного материала: деревянные, пластмассовые, металлические, стеклянные.
До начала игры взрослый проводит короткую беседу и уточняет знания детей о том, что все окружающие нас предметы сделаны из разных материалов; просит вспомнить, какие они знают материалы, а так же сделанные из них вещи.
Затем предлагается поиграть в новую игру, в ходе которой дети должны доставать из бассейна с гидрогелевыми шариками предметы и называть, из чего сделан предмет. Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нем так, чтобы остальные дети по описанию узнали и правильно назвали его. Рука достается из бассейна лишь в том случае, если и тот, кто описывал предмет, и кто отгадывал, не ошиблись.
Для того чтобы все играющие учились определять предметы по материалу, взрослый вторую половину игры проводит с другим содержанием, например, в разведчиков. Предлагает детям найти в бассейне предметы, сделанные из разных материалов, и положить их так: металлические - положить на тарелку, сделанную из металла, пластмассовые - на пластмассовую и т. д.
В конце игры взрослый отмечает тех разведчиков, которые были наблюдательными, находчивыми, помогли товарищам найти нужный предмет.
Усложнением игры может быть увеличение количества отобранных предметов, а так же их не ярко выраженное качество.
5. Игра «Не ошибись!»
Дидактическая задача: Упражнять детей в различении предметов по материалу на ощупь; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, шероховатый, плотный, гладкий.
Игровые правила: Доставать предметы из бассейна наполненного гидрогелевыми шариками и собирать в тарелку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.
Игровые действия: Поиск предметов ведут два и более детей, они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.
Ход игры: Игра начинается с краткой беседы взрослого с детьми о предметах, которые окружают их в комнате.
Взрослый в процессе беседы уточняет знания детей о том, что предметов в комнате много и все они сделаны из какого-либо материала.
- А теперь посмотрите на эту игрушку! (Показывает матрешку.) Как вы думаете, из чего она сделана? (Дети отвечают.) Да, она сделана из дерева. А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает колокольчик. Дети отвечают.) Этот предмет, вы правильно сказали, сделан из металла.
Подойди, Лена, к столу, возьми в руки матрешку и колокольчик и скажи, что холоднее: ножницы или матрешка. Правильно Лена сказала, что ножницы холоднее. Металл холодный, а дерево теплее.
А теперь скажите, из чего сделан этот шарик? (Показывает гидрогелевый шарик. Дети отвечают.) Да, он сделан из мягкого материала. Посмотрите, как он подпрыгивает! Как можно сказать об этом свойстве гидрогеля? (Шарик прыгает.) А вот этот пузырек из чего сделан? Правильно, он сделан из стекла. Что можно сказать о свойстве стекла?
Взрослый подводит детей к ответу: оно хрупкое, легко бьется. Поэтому с предметами, сделанными из стекла, надо быть всегда очень осторожными.
- Сейчас, ребята, мы поиграем в игру "Не ошибись!". Каждому из вас я дам по тарелочке, Лена должна будет найти в бассейне и положить в тарелку все предметы, сделанные из пластмассы, а Саша должен будет в тарелку собрать только те предметы, которые сделаны из резины.
- Начинать поиск и заканчивать только по сигналу: удар в бубен. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает.
После второго удара бубна взрослый, поочереди выкладывает предметы, пересчитывает их, е, не было ли допущено ошибки, дети рассказывают о свойствах предметов.
В конце объявляется победитель.
Игру можно варьировать, используя предметы, сделанные из других материалов: картона, ткани, стекла и др.
Приложение №2
Образовательная деятельность индивидуальной работы.
Тема: Автоматиция звука[Л].
Цели занятия:
Коррекционно-образовательные:
- уточнение артикуляции звука [Л];
- автоматизация звука [Л] в слогах, словах, фразах;
- закрепить умение согласовывать сущ. ед. чис. с числительным, употреблять сущ. ед. числа в род. падеже;
- упражнять в грамматически правильном построении фразы из отдельных слов.
Коррекционно-развивающие:
- развитие интонационной окраски речи;
- развитие фонематического слуха;
- продолжать работу над развитием мелкой моторики, внимания, памяти.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать самоконтроль за речью, самостоятельность и активность в течение всего занятия.
Оборудование:
- символ согласного, твердого, звонкого звука;
- гидрогелевые шарики разного цвета и размера;
- шарф;
- магнитная доска;
- картинки;
- воздушные шары, на которых изображены разные эмоции (грусть, злость, удивление, обычное, радость);
ХОД ЗАНЯТИЯ
Вводная часть
Логопед. Посмотри сколько у нас сегодня гостей. Они пришли посмотреть наше занятие и послушать, как красиво и правильно ты говоришь. Поздоровайся со всеми. Сегодня на занятие я принесла много разных разноцветных шариков. Со всеми мы будем играть, закрепляя правильное
произношение звука [Л].
Давай вспомним, как правильно произносить звук [Л] (губы открыты, зубы разомкнуты, язык наверху, ощущается теплый поток воздуха).
Характеристика звука [Л] (согласный, твердый, звонкий).
Основная часть
Логопед. Давай вспомним, какую артикуляционную гимнастику мы делали, чтобы научится правильно говорить этот звук:
• блинчик
• маляр
• часики
• качели
• болтушка
• индюки
• пароход гудит (Ы Ы Ы)
• парус
Логопед. Сейчас мы поиграем с водшебными шариками. Ты будешь выкладывать из шариков на столе разноцветную дорожку, при этом произносить четко звук [Л] в слогах (ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ, АЛ, ОЛ, УЛ, ЫЛ).
Ребенок выполняет.
Игра «Посчитай слово»
Логопед. Мы будем с помощью ложки по одному шарику складывать в прозрачный стаканчик, и считать слово (лодка). Ребенок в процессе игры изменяет слово (лодка) в соответствии с числительным.
Игра «Чего не стало»
Логопед. Возьми шарик гидрогеля. Нужно прокатить этот шарик к одной из картинок выложенных на столе, назвать их и сказать, чего не стало. Ребенок прокатывает шарик к картинке и называет, чего не стало, при этом правильно проговаривает окончание называемого слова в родительном падеже (картинки на звук [Л]).
Игра «Назови с разной интонацией»
Логопед. Посмотри, какие у нас красивые воздушные шары. Мы сейчас с ними поиграем. Возьми шарик, посмотри какое настроение у этого шарика, с таким настроением ты скажешь слово (лук). Ребенок берет шарик и проговаривает слово (лук) грустно, обычно, зло, удивленно, радостно.
Проговаривание звука [Л] в чистоговорках
Логопед. Мы с тобой сейчас возьмем шарик. Давай сядем за стол и будем катать его друг другу так, чтобы он не упал на пол, но при этом мы будем проговаривать чистоговорки:
ЛА-ЛА-ЛА - у меня пила
ЛО-ЛО-ЛО - все бело
ЛУ-ЛУ-ЛУ - я ем лук
ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ - нет пилы
АЛ-АЛ-АЛ - пенал упал
ОЛ-ОЛ-ОЛ - я забил гол
УЛ-УЛ-УЛ - пенал упал на стул
ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ - Павел пенал дома забыл.
Логопед проговаривает первую часть чистоговорки, ребенок - вторую часть.
Физкультминутка
Логопед. А сейчас мы немного отдохнем и поиграем в нашу игру «Я знаю…». Берем шарф за противоположные концы. Кладем шарики на середину шарфа и начинаем перекатывать его, при этом ребенок придумывает имена со звуком [Л]. (Лана, Анжела, Милана, Алан, Володя, Слава, Элона, Луиза, Лада, Лариса, Луша, Лука, и т. д.).
Игра «Собери бусы»
Логопед. Посмотри, мои бусы такие красивые, как маленькие мячики. Но они рассыпались, как и рассыпались слова в предложениях. Их нужно собрать. Ребенок правильно составляет из предложенных слов фразу, при этом выкладывает шарики на шаблон с нарисованным шнурком. (Взяла лопатку Луша. Ладони Володя мыл. Салат Мила ела. Лук Лада полола.)
Заключительная часть
Логопед. Молодец. Мне очень понравилось, как ты сегодня занималась, как мы с тобой играли. Наше занятие подошло к концу. Давай вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какое задание для тебя было трудным? Что тебе понравилось на занятии? Я дарю тебе воздушные шарики, чтобы вы с ребятками в группе поиграли.