Рыгунова Куннэй Викторовна
Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
Рыгунова Куннэй Викторовна
учитель-логопед МБДОУ Д/С №14 «Журавлик»
г. Якутск, Республика Саха (Якутия)
РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Аннотация: статья посвящена проблемам выявления и развития речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики. Исследование проведено на базе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска Республики Саха (Якутия). Автор выявила положительную динамику в развитии речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики. [/i]
Публикация «Развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
- Артикуляция. Артикуляционная гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2021
Ключевые слова: речь, артикуляция, артикуляционный комплекс.
Речь – это деятельность, которая осуществляется при согласованном функционировании головного мозга и других отделов нервной системы. В осуществлении речевой функции принимают участие слуховой, зрительный, двигательный и кинестетический анализаторы.
Артикуляция [лат. articulare членораздельно разговаривать] – деятельность органов речи (губ, языка, мягкого неба, голосовых складок, необходимая для произнесения отдельных звуков речи и их комплексов [7, с. 283].
Артикуляционный комплекс – совокупность речедвижений, необходимых для данного звука или данной сложной единицы выражения [7. с. 287].
Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижения соотнесены с соответствующими слуховыми ощущениями.
Н. А. Бернштейн разработал теорию организации движений и отнес речь к высшему уровню организации движений. Н. А. Бернштейном определены этапы выполнения произвольного движения, которые необходимо учитывать при коррекционной работе с различными формами речевой патологии, характеризующейся нарушением произвольных моторных актов. На начальном этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. На втором этапе намечается двигательная задача и образ того, что должно быть. Двигательная задача постепенно усложняется. По ходу выполнения движения ЦНС осуществляет коррекцию с тем, чтобы поставленная двигательная задача и модель (эталон) будущего движения совпали. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи, т. е. индивид сам намечает цель, содержание и адекватные средства, с помощью которых он может решить двигательную задачу. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движений: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений. Нарушение одного из компонентов координации (точность, соразмерность, плавность) ведет к нарушению движения в периферическом отделе речевого аппарата [2. с. 434].
Проблемой развития артикуляционной моторики с целью развития речи, профилактики нарушений звукопроизношения занимались: М. Ф. Фомичева, Н. Л. Крылова, Т. А. Ткаченко, Е. Ф. Рау, О. В. Правдина, Р. Е. Левина, Г. А. Каше и другие.
Опытно-экспериментальная работа по развитию речевой моторики у дошкольников средствами артикуляционной гимнастики проводилась на безе МБДОУ Д/С №14 «Журавлик» г. Якутска. В эксперименте приняли участие 6 детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи: 3 детей составили контрольную группу и 3 детей – экспериментальную группу.
На данном этапе мною поставлена цель: определить влияние комплекса артикуляционной гимнастики, направленного на развитие речевой моторики у детей шестого старшего дошкольного возраста.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать методики для выявления уровня развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать диагностический комплекс и провести обследования.
3. Провести качественный и количественный анализ полученных результатов и сделать вывод об уровне развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста.
Для оценки состояния артикуляционной и мимической моторики детей мною использовались диагностические методики, рекомендуемые Л. В. Лопатиной, Г. В. Дедюхиной, Е. Ф. Архиповой. При исследовании функций органов артикуляции проводится анализ по следующим позициям:
– состояние мышечного тонуса (гипертонус, гипотонус, дистония);
– возможность осуществления непроизвольных и произвольных движений (кинетическая, кинестетическая диспраксия, апраксия);
– качество артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.).
Результаты констатирующего эксперимента показали, что сложно-координированные артикуляционные движения у детей старшего дошкольного возраста сформированы недостаточно как в контрольной, так и в экспериментальной группе, и требуется коррекционно-педагогическая работа методами логопедического воздействия. Это послужило основанием для разработки содержания экспериментальной работы на формирующем этапе.
Целью программы являлось развитие речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики.
Экспериментальная работа проводилась с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи экспериментальной группы. Организация экспериментальной работы осуществлялась 2–3 раза в неделю.
Реализация программы осуществлялась поэтапно. Всего мною было выделено три этапа работы (подготовительный, основной, заключительный):
Подготовительный – тренировочный. Детям предлагались простые статические артикуляционные упражнения, перед которыми детям предлагалось выполнить логопедический самомассаж;
Основной этап. Дети упражнялись в выполнении упражнений, требующих простой динамики и координации движений;
Заключительный – итоговый. Дети развивали точность, координированность, темп, ритм, выносливость артикуляционного аппарата.
Для проверки эффективности проведенных мероприятий мною была проведена повторная диагностика уровня развития речевой моторики у детей старшего дошкольного возраста. При этом использовались те же методики, что и в констатирующем эксперименте.
Анализ результатов контрольного эксперимента показал, что в экспериментальной группе после серии проведённых занятий, направленных на развитие речевой моторики средствами артикуляционной гимнастики, улучшились показатели и значительно обогнали контрольную группу. Наблюдения за артикуляционной моторикой детей в ходе контрольного эксперимента показали, что у детей экспериментальной группы подвижность, выносливость, точность движений активных мышц артикуляции значительно возрос. Кроме того, предъявляемый комплекс упражнений вызвал интерес детей к данной работе и сделал многочисленные повторения не однообразными и скучными, а увлекательными и разнообразными.
Обработав полученные результаты эксперимента, я увидела, что у детей экспериментальной группы высокий уровень развития артикуляционной моторики повысился с 25% до 50%, а низкий уровень снизился с 25% до 0%.
Список литературы
1. Беккер К. П. Логопедия: учебник для студентов высших проф. / К. П. Беккер, М. А. Совак. – М. : Медицина, 1981. – 288 с.
2. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми: логопедическое пособие / А. И. Богомолова – СПб. : ТОО «Издательство «Библиополис», 1994. – 208 с.
3. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие / Т. В. Буденная – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2001. – 64 с.
4. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии / под ред. Н. Ф. Фомичевой. – М. : Просвещение, 1989. – 123 с.
5. Балобанова В. П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждений: методическое пособие / В. П. Балобанова [и др. ]. – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС, 2001. – 79 с.
6. Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г. А. Каше; под ред. Р. Е. Левиной. – М., Просвещение, 1971. – 67 с.
7. Волкова Л. С. Логопедия: учеб. для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л. С. Волкова [и др. ]. – М. : Просвещение; Владос, 1995. – 384 с.
8. Ребенок учится говорить / Под ред. М. М. Кольцовой. – М. : Россия, 1979. – 63с.
9. Речь: истоки и принципы развития / Под ред. Т. Н. Ушаковой – М. : Владос, 2004. – 275 с.
10. Селиверстова В. И. Игры в логопедической работе с детьми: книга для логопеда / В. И. Селиверстова. – М. : Просвещение, 1987. – 54 с.
11. Ткаченко Т. А. Если ребенок плохо говорит / Т. А. Ткаченко – СПб. : ДЕТСТВО–ПРЕСС, 1997. – 73 с.
12. Максимова Т. К. Развитие речевой моторики у детей шестого года жизни средствами артикуляционной гимнастики / Т. К. Максимова [Электронный ресурс].