Наталья Жукова
Развитие речевого дыхания у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка связной речи, а именно правильное звукопроизношение, способность поддерживать нормальную громкость речи, ее плавность и интонационная выразительность. Уделяя должное внимание речевому дыханию ребенка в дошкольный период, можно избежать многих речевых нарушений в будущем. Дыхательная гимнастика проводится с детьми, страдающими дизартрией, заиканием и другими речевыми патологиями.
Публикация «Развитие речевого дыхания у дошкольников» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Дыхание можно разделить на два вида – речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается от неречевого тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох. Для того чтобы можно было произнести развернутую фразу с правильной интонацией, нужно владеть и развивать речевое дыхание. Так же речевое дыхание важно для постановки отсутствующих звуков. Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи, выработка которой проводится одновременно с артикуляционной гимнастикой.
Отрабатывая правильное речевое дыхание, придерживайтесь следующих рекомендаций:
Небольшой вдох через нос, выдох плавный, струя воздуха выходит через рот, выдох производится до конца
Губы при выдохе немного открыты («трубочкой»)
Выдох должен быть продолжительный и плавный; предметы предлагаемые ребенку для поддувания, должны находиться на уровне рта ребенка
Не поднимать плечи
Следите за тем, чтобы, выполняя дыхательные упражнения, ребенок не надувал щеки. Первое время можно придерживать их ладонями.
Упражнение на развитие дыхания повторить не более 4-5 раз
Все упражнения стоит выполнять до еды
Одежда не должна сковывать движения ребенка
Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены
Осанка ребенка должна быть правильной (спину держать прямо, не сутулиться)
Помещение нужно обязательно предварительно проветрить перед проведением дыхательной гимнастики
Рекомендовано проводить упражнения по формированию правильного речевого дыхания в игровой форме
Упражнения для формирования речевого дыхания
Для занятий со своим ребенком родители совместно с ним могут самостоятельно придумать и изготовить материал для игр.
«Кораблики». В широкую емкость с водой кладут бумажные кораблики или просто кусочки бумаги. Ребенок должен медленно вдыхать и выдыхать – дуть на кораблики, подгоняя их к противоположному берегу.
«Снег и ветер». Маленькие кусочки ваты скатывают в шарик и кладут на стол. Ребенок дует на них, изображая зимний ветер.
«Фокус». Для этого упражнения нужен кусочек ваты. Его кладут на нос ребенку и просят высунуть язык, свернуть его в трубочку, загнуть вверх и подуть на ватку, чтобы она упала. Так дыхательный и артикуляционный аппараты готовятся к произнесению звука [Р].
«Деревья». Это упражнение похоже на упражнение «Кто/Что на картинке?». На карточке рисуют ствол и ветки дерева, а крону делают из гофрированной бумаги. На нее нужно дуть, чтобы листья «опали».
«Греем руки». Ребенку предлагают дуть на ладошки, чтобы контролировать интенсивность, скорость, направление выдоха. Это же упражнение используют для постановки шипящих и свистящих звуков. При правильном произнесении звука [С] ребенок должен чувствовать ладошкой холодный «ветерок». А если произнести звук [Ш] «ветерок» становится теплым, ладони согреваются.
«Пузырьки». Эта игра, которую почти все родители считают баловством и не разрешают детям в неё играть. На самом деле, она является дыхательным упражнением и очень проста в использовании. Нужна лишь трубочка-соломинка и стакан воды. Обращаем внимание ребёнка на то, чтобы выдох был длительным, то есть пузырьки должны быть долго.
«Дудочка». Используем всевозможные свистки, дудочки, детские музыкальные инструменты, колпачки от шариковых ручек, пустые пузырьки. Дуем в них