Получи документы

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи (10 фото)

Елена Аникина
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи

Что такое наша речь? Это поток звуков, которые образуются в речевом аппарате при непосредственном участии дыхания - воздушной струи, возникающей в легких.

Различают речевое и неречевое дыхание. Неречевое, или дыхание физиологическое, осуществляется в автоматическом режиме. Вдох равен выдоху и происходит через нос. Речевое дыхание произвольно, оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух. За коротким энергичным вдохом идёт пауза, за ней продолжительный выдох через рот - источник образования звуков.

Публикация «Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Правильное речевое дыхание способствует корректному звукообразованию, поддержанию нормального уровня громкости, плавности и выразительности речи.

Фото №1 Что такое наша речь Это поток звуков которые образуются в речевом аппарате при непосредственном участии дыхания воздушной струи возникающей в легких

Проблемы в развитии речевого дыхания.

Какие проблемы могут возникнуть у ребенка, если речевое дыхание нарушено?

Нерациональный расход выдыхаемого воздуха

1. Часто родители могут быть свидетелями такой картины. Малыш, который только начал говорить, пытаясь что-то сказать, делает вдох, начинает произносить нужные слова, но ему не хватает воздуха до конца фразы. Он останавливается, набирает воздух и часто забывает, что хотел сказать. Такая картина свидетельствует о нерациональном расходовании воздуха

Слабое развитие дыхательного аппарата

2. Еще один пример нарушения в развитии речевого дыхания : дыхательный аппарат дошкольника развит плохо. Дыхание поверхностное, грудное. У ребенка слабый вдох и слабый короткий выдох. В этом случае он говорит тихо, нечётко, часто не договаривает фразу до конца. Или чтобы все успеть сказать малыш говорит очень быстро и от этого страдает интонация, не соблюдаются нужные паузы. Кроме того, при таком нарушении у ребенка явно будут проблемы со звукопроизношением. Так как для произнесения многих звуков речи необходим сильный целенаправленный ротовой выдох. Слабое развитие дыхательного аппарата у дошкольников может быть связано с их физиологическим состоянием, наличием хронических заболеваний дыхательных путей и малоподвижным образом жизни.

3. Часто дети с нарушением речевого дыхания говорят на вдохе.

Решающее значение для правильной постановки речевого дыхания несет развитие фазы выдоха. Поэтому основная задача, на которую направлены упражнения по развитию речевого дыхания – выработать сильный, направленный, длительный, плавный, ротовой выдох. Выработка такого выдоха считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков.

Фото №2 Различают речевое и неречевое дыхание

Работа по воспитанию воздушной струи на логопедических занятиях начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики и делится на насколько этапов. Логопеды на первом этапе учат детей дифференцировать носовой вдох и ротовой выдох.

Фото №3 Неречевое или дыхание физиологическое осуществляется в автоматическом режиме

Второй этап работы над развитием речевого дыхания – выработка диафрагмального типа дыхания. Для этого проводятся упражнения в положении лежа на спине. Ребенку предлагается покатать игрушку на животике. При вдохе, игрушка поднимается вверх, при выдохе – опускается вниз. Далее детей учат дуть в соломинку или трубочки для выработки целенаправленной дыхательной струи. Следующий этап - выработка сильного, направленного, длительного, плавного, ротового выдоха через губки, сложенные трубочкой. Затем детей учат дуть на кончик язычка. Все это происходит в игровой форме с помощью дыхательного упражнения «Остуди блинчик».

Фото №4 Вдох равен выдоху и происходит через нос

Следующий этап – научиться выдыхать на кончик языка, чтобы выдыхаемая струя поднималась вверх. Для этого подходят дыхательные упражнения «Парашют», «Фокус». Одновременно детей учат произносить на выдохе звуки, звукосочетания, фразы. Например, изучая тему фрукты, можно вдыхать аромат воображаемых фруктов, а на выдохе произносить: «Ах, как пахнет».

Фото №5 Речевое дыхание произвольно оно позволяет рациональнее расходовать выдыхаемый воздух Фото №6 За коротким энергичным вдохом идёт пауза за ней продолжительный выдох через рот источник образования звуков

Для развития речевого дыхания важно помнить о правилах выполнения дыхательной гимнастики :

- игры и упражнения должны проводиться в хорошо проветриваемом помещении с достаточным количеством свежего воздуха;

- одежда не должна стеснять движений ребенка;

- занятия по дыхательной гимнастике должны проводиться до приема пищи или через час после него;

- нельзя заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии;

- необходимо контролировать выполнение упражнений по времени, так как дыхательные упражнения могут быстро утомить ребенка и вызвать головокружение. Каждое упражнение на дыхание выполняется не более двух трех раз. Время проведения занятий необходимо увеличивать постепенно: от 1-2 минут до 3-5, всегда интересуясь самочувствием ребенка. Необходимо давать ребенку отдохнуть, чередовать упражнения с другими видами деятельности.

Фото №7 Публикация Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи размещена в разделах Работа с Особыми детьми

Вот основные моменты правильного речевого дыхания :

- короткий, сильный вдох через нос. Взрослый может визуально оценить расширение диафрагмы ребенка;

- выдох осуществляется плавно через рот. Губы при этом необходимо складывать трубочкой. Ребёнок не должен поднимать плечи и надувать щёки. Если ребенок не выдыхает через рот, попросите его зажать ноздри рукой, что бы он ощутил, как должен выходить воздух через рот;

- выдох должен быть длинным и плавным;

- выдыхать нужно полностью, пока не закончится весь воздух;

- необходимо следить за тем, чтобы во время упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.

Для работы над длительным, целенаправленным и плавным выдохом можно использовать огромное количество игр. Но есть одно важное правило – ребенок всегда должен видеть результат своего выдоха. Не просто дуть, а дуть на что-то или куда-то.

Важно помнить, что ведущая деятельность детей дошкольного возраста – это игра. Дыхательные упражнения – не исключения. Для развития воздушной струи можно использовать различные поддувалочки. Хорошо, если они будут совпадать с лексической темой недели. Можно отработать различные грамматические конструкции. Например, я буду дуть на, я дую на красный помидор, или – я буду дуть на лист березы. Можно использовать любые легкие предметы: лепестки цветов, осенние листочки, перья, пушистики, ватные диски.

Фото №8 Дети с особыми возможностями здоровья ОВЗ Развитие ребенка

Мыльные пузыри – идеальный тренажёр для развития речевого дыхания. Можно посоревноваться с ребенком, у кого дольше буту вылетать пузыри, или кто надует самый большой пузырь.

Часто логопеды используют вертушки. Можно приобрести для этих целей свистульки, но помнить о том, что они должны быть индивидуальные.

Игра «Плыви кораблик» также направлена на развитие сильного целенаправленного выдоха. Кроме того, эту игру можно смастерить из подручных средств: крышек, губок.

Можно дуть на карандаши, увеличивая их количество. Отличный вариант для развития дыхания – свечи. Особенно подкупает многозадачность при использовании этих тренажеров. Например, дуй не на желтую и не на красную свечу. Дуй сначала на желтую, потом на синюю. Дуй так, чтобы пламя погасло. Дуй, что бы пламя не погасло, а отклонилось.

А если привлечь к проблеме развития дыхания у детей с нарушениями речи родителей, то работа пойдет в два раза быстрее.

Все упражнения для развития дыхания достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.

Фото №9 Развитие ребенка
Публикации по теме:

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Мастер-класс «Создание пособия-тренажера на развитие речевого дыхания своими руками»Мастер-класс «Создание пособия-тренажера на развитие речевого дыхания своими руками» Уважаемые коллеги, хочу поделиться своей педагогической находкой. Предлагаю вашему вниманию тренажер на развитие речевого дыхания, сделанную.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы»Развитие речевого дыхания на материале лексической темы «Зимующие птицы» Речь – сложная внешняя психическая функция человека, обеспечиваемая деятельностью головного мозга. Голосо- и речеобразование осуществляются.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Роль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детейРоль тренажёров для дыхания для развития речевого дыхания детей Попова Валентина Работа по развитию речевого дыхания очень важна с детьми дошкольниками, особенно с теми, у кого существуют проблемы с.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи
Опубликовано: 2 ноября 2022 в 19:17
+32Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевого дыхания у детей с нарушениями речи» (включая файлы) размещена пользователем Елена Аникина (УИ 132999) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД