Матушкина Наталья Ивановна
Развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
Осуществление газообмена - это основная физиологическая функция дыхания, которая выполняет очень важную роль в жизнедеятельности человека. Однако дыхание также имеет дополнительную функцию - речевое дыхание. Речевое дыхание, или диафрагмальное дыхание, является основой звучащей речи и источником образования звуков и голоса. Этот тип дыхания уже заложен природой.
Темочки:
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речевого дыхания
- Темочки
При коррекции речевых нарушений возникает необходимость специально организовывать и развивать речевое дыхание. Особое значение приобретают дыхательные упражнения, которые направлены на развитие навыков правильного рационального дыхания и произвольного управления движением воздушного потока у детей. Гимнастика, соответствующая этим упражнениям, помогает достичь этой цели.
Перед выполнением дыхательных упражнений следует учитывать несколько факторов. Во-первых, необходимо избегать пыльных, непроветриваемых или сырых помещений. Во-вторых, температура воздуха должна быть комфортной, примерно 18-20 С. Также важно, чтобы одежда не стесняла движений. Кроме того, не рекомендуется заниматься сразу после еды. И, наконец, если у ребенка есть острая респираторная патология, лучше не проводить занятия вместе с ним.
Для начала упражнений рекомендуется использовать непроизвольные игровые методы. Например, можно попробовать дуть через соломку в стакан с водой или надувать воздушные шары. Также можно попробовать дуть на разноцветные вертушки.
Веселая игра на дудочке, пускание мыльных пузырей и дуновение на одуванчики весной - все это упражнения, которые могут быть выполнены в разных положениях - лежа, сидя или стоя. Кроме того, их можно сочетать с движениями и речью.
Одно из упражнений, направленных на развитие диафрагмального выдоха, предлагает ребенку лечь на спину. Рука ребенка должна лежать на верхней части живота, где находится диафрагма. Внимание ребенка должно быть сосредоточено на том, как его живот "хорошо дышит". Чтобы привлечь внимание, на живот можно положить игрушку. Длительность этого упражнения составляет примерно 2-3 минуты. Важно выполнять упражнение без усилий, чтобы избежать гипервентиляции и повышения мышечного тонуса.
Для развития речевого дыхания предлагаются следующие упражнения:
- Начнем с капусты: делаем резкие движения, рубя ее сверху вниз.
- Затем переходим к морковке: сжимаем пальцы в кулаки и двигаем ими к себе и от себя.
- После этого солим капусту: имитируем посыпание ее солью из щепотки.
- Заканчиваем упражнение, сжимая и разжимая пальцы, чтобы "жать" капусту.
- В кадку все утрамбовали, потирая кулак о кулак.
- Затем сверху прижимаем грузиком кадку, ставя кулак на кулак.
- Переходим к упражнению "Осенние листья" : загибаем пальчики, начиная с большого, считая до пяти.
Осенний букет отнесем маме, собрав листья дуба, березы, рябины, тополя и осины. Мы сжимаем и разжимаем кулачки, загибаем пальчики, начиная с большого, и «шагаем» по столу средним и указательным пальчиками. Затем мы задуваем свечку, держа полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Логопед отмечает детей, кто дольше всех дул на «свечу». Ритмично хлопаем по столу.
Сорока
Начиная с нижней позиции, медленно поднимайте руки вверх через стороны. Произнося протяжно звук "Р-р-р", медленно опускайте руки и приседайте. Логопед похвалит тех, кто медленно спустился с дерева на землю, как настоящая сорока. Возвращаясь в исходное положение, сделайте непроизвольный вдох.
Рубка дров
Станьте друг против друга в парах, возьмитесь за руки и имитируйте распиливание дров: руки к себе - вдох, руки от себя - выдох.
Потеряла шина
Разведите руки перед собой, изображая круг - "шину". На выдохе произнесите медленный звук "ш-ш-ш". Медленно скрестите руки, чтобы правая рука легла на левое плечо и наоборот. Грудная клетка должна легко сжиматься в момент выдоха.
Детям предлагают играть в "лопнувшую шину", где они сжимают руки в кулаки и делают вид, что накачивают шину. При этом они наклоняются вперед и выдыхают звук "с-с-с". Когда они выпрямляются, они непроизвольно делают вдох.
Жук издает звук "жужжание".
Исходное положение: руки поднять в стороны и слегка отвести назад, как будто это крылья. Во время выдоха дети произносят звук "ж-ж-ж" и опускают руки вниз. Когда они возвращаются в исходное положение, они непроизвольно делают вдох.
Дровосек
Исходное положение: стоять прямо, ноги чуть шире плеч; на выдохе согнуть руки в топор и поднять их вверх. Затем резко опустить вытянутые руки вниз, словно прорубая пространство между ногами. При этом наклонить корпус и произнести звук "ух". Повторить 6-8 раз.
Список литературы:
1. Ахутина Т. В. Нейролингвистический анализ синтаксиса в порождении речи. Москва: ЛКИ, 2007, 222 страницы.
2. Белякова Л. И., Гончарова Н. Н., Шишкова Т. Г. Методика развития речевого дыхания у дошкольников с нарушениями речи. Москва: Книголюб, 2004, 132 страницы.
Не ленитесь и проявляйте изобретательность и выдумку! Вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей и педагогов. Но в дальнейшем ваш ребенок отблагодарит вас красивой и правильной речью за эти минуты общения.
В 1994 году была опубликована книга "Речевые игры с детьми" авторства В. И. Селиверстова, а в 2007 году вышла книга "Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой" М. Н. Щетинина.