Альмира Исхакова
Формирование речевого дыхания как основа звукопроизношения
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование речевого дыхания - как основа звукопроизношения»
Обращали ли Вы внимание на то, как дышат ваши дети? Правильное дыхание – основа полноценного физического развития. Ведь с дыханием связаны : речь, движение, терморегуляция, кровообращение, обменные процессы в тканях.
Процесс дыхания состоит из трех фаз : выдоха, паузы, вдоха. Ребенок должен уметь делать сильный вдох и плавный равномерный выход через рот во время говорения. Неправильное дыхание (укороченный выдох, вдох и выдох ртом, произнесение фраз на вдохе) приводит к монотонности, гнусавости речи, к простудным заболеваниям. Дети говорят нечетко, в ускоренном темпе, с захлебыванием, без соблюдения логических пауз. Поэтому очень важно научить детей правильному речевому дыханию, через дыхательные игры и упражнения. Дыхательные упражнения обеспечивают правильное звукообразование, создают условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности и интонационной выразительности речи, восстанавливают нарушенное носовое дыхание, улучшают дренажную функцию бронхов, стимулируют работу сердечно – сосудистой системы, улучшают кровообращение головного мозга, повышают сопротивляемость детского организма к простудным заболеваниям.
Публикация «Формирование речевого дыхания как основа звукопроизношения» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Развитие речевого дыхания
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
При выполнении дыхательных упражнений необходимо соблюдать следующие требования:
- заниматься в хорошо проветренном помещении;
- не заниматься сразу после приема пищи;
- одежда ребенка должна быть свободной;
- воздух необходимо набирать через нос, плечи не поднимать;
- выдох должен быть длительным, плавным, только через рот, щеки не надувать;
- не заниматься с ребенком, если у него обострение заболеваний органов дыхания;
- необходимо следить, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, живота, груди;
- упражнения проводятся в игровой форме;
- время проведения занятий от 1 – 2 минут сначала до 5 – 10 минут в последствии;
- на одном выдохе произносить не более 3- 4 слов, слова произносить слитно;
- необходимо дозировать количество и темп проведения упражнений.
Дыхательные упражнения и игры для развития речевого дыхания.
«Снегопад». Положите «снежинки» (сделанные из ваты комочков) на ладонь ребенку. Взрослый читает стихотворный текст, предлагая ребенку подуть на «снежинки».
Снег летит, снег летит,
Метель с поземкою кружит!
«Кораблик». Бумажный или пластмассовый кораблик опустить в тазик с водой, чтобы кораблик поплыл, предложите ребенку подуть плавно и длительно, на надувая щек.
«Футбол». Взять поролоновый или выполненный из ваты «мячик», ребенок и взрослый попеременно дуют на него, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами.
«Занавес». Ребенок дует на бахрому (выполненную из папиросной бумаги, чтобы узнать, что находится за занавесом. За бахромой расположить мелкие игрушки из киндер – сюрпризов.
«Фокус». Положить на кончик носа ребенка кусочек ватки. Предложить ребенку высунуть изо рта язык, придав ему форму чашечки и подуть на кончик языка так, чтобы ватка полетела вверх.
«Бабочка». Вырезать из бумаги несколько бабочек, к каждой привязать нитку. Держать бабочек на уровне лица ребенка. Предложить ребенку подуть на бабочек длительным, плавным выдохом – бабочки летают.
«Буря».берется стакан, до половины наполненный водой, соломинка для коктейля. Взрослый показывает ребенку, как можно пускать пузыри «буря в стакане» с помощью соломинки (вдох носом, выдох через рот, зажав соломинку губами).
«Трубочка». ребенок дует через соломинку для коктейля (или через трубочку свернутую из бумаги) на перышко, шарик для пинг-понга, лежащих на столе.
«Ветерок». Взрослый предлагает ребенку подуть на новогоднюю мишуру, перышко или султанчик, листочки, вырезанные из гофрированной бумаги.
«Дождик». Взрослый капает краской на лист бумаги и предлагает ребенку подуть на нее через соломинку, капелька «бежит» и оставляет за собой след.
«Живые предметы». Положите на стол любые легкие предметы – карандаш, катушку от ниток, шарик, бумажные фигурки. Предложите ребенку подуть на предмет.
«Свеча». Поставить на стол и зажечь свечу. Предложить ребенку подуть на свечку и загасить ее.
«Запомни - повтори». Поставьте перед ребенком 3-5 игрушек, предложите назвать их на одном выдохе. Затем можно убрать игрушки и попросить назвать игрушки по памяти на одном выдохе.
«Повтори пословицу (поговорку)». Взрослый произносит предложение (поговорку, просит ребенка повторить на одном выдохе.
«Гирлянда». Взрослый произносит предложение, просит ребенка повторить предложении, увеличивая количество слов в нем, как колечки в гирлянде. (Вот машина. Вот большая машина. Вот большая синяя машина. Вот большая синяя легковая машина). Предложения из 3-4 слов произносятся на одном выдохе, более длинные предложения с паузой через 3-4 слова.