Наталья Захарова
Развитие речемыслительной деятельности детей дошкольного возраста с ОВЗ посредством сенсорного развития
▼ Скачать + Заказать документы
Дети с ограниченными возможностями здоровья – несовершеннолетние физические лица, недостатки физиологического или психологического состояния которых препятствуют получению образования без создания специальных условий в детском саду.
К детям с ограниченными возможностями здоровья можно отнести детей с нарушениями слуха, речи, зрения, опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития, умственной отсталостью, расстройством аутистического спектра, детей с множественными нарушениями.
Наиболее часто встречающимися являются нарушения речи.
Темочки:
- ОВЗ. Конспекты коррекционных занятий
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2021
Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей необходимые условия для воспитания, образования, коррекции нарушений в развитии, адаптацию в социуме.
Чтобы условия воспитания и обучения дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций соответствовали требованиям ФГОС, воспитатели повышают эффективность своей работы посредством внедрения инновационной педагогической деятельности в области педагогики.
В своей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья мы используем здоровье сберегающие технологии, технологии дифференцированного обучения, различные игровые технологии, методы проектов.
Задача воспитателя при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья – это помощь с адаптацией в обществе сверстников, в принятии их окружающими, достижении образовательных результатов. А для этого мы проводим занятия с учетом особенностей развития детей данной категории.
Можно выделить следующие направления работы специалистов дошкольного учреждения с детьми с ОВЗ:
• Социализация в ДОУ
• Моторное развитие.
• Развитие речи и коммуникации.
• Развитие познавательной деятельности.
• Развитие игровой деятельности.
• Формирование бытовых навыков.
• Взаимодействие с родителями.
В данном сообщении особое внимание хочется уделить сенсорному развитию. Ведь Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их цвете, форме, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т. п. и напрямую связано с развитием органов чувств и их взаимодействием.
Дефицит сенсорного развития зачастую связан с недостаточным количеством стимулов, нарушением восприятия и оценки этих стимулов. Проявляется в необходимости более длительного времени ребенку для приема и переработки сенсорной информации и, фиксации на сенсорных стимулах в ущерб другим видам деятельности, наличии трудностей в обобщении, хранении и отображении сенсорного опыта в речи. Преодолевается сенсорный дефицит использованием сенсорного материала, сенсорных игр, расширением практической деятельности.
Вот некоторые игры, в которые с удовольствием играют наши дети:
«Тактильное домино» – развивающая игра для развития сенсорных способностей.
Цель игры: развитие тактильных ощущений, осязательного и зрительного восприятия, мышления.
Задачи:
- совершенствовать обследовательские действия;
- тренировать зрительную и тактильную память;
- формировать мыслительные операции (анализ, сравнение);
- обогащать словарный запас (мягкий, твёрдый, пушистый, гладкий, шершавый, ребристый и т. д.);
- закреплять знания и называние геометрических фигур
Играя с тактильным домино, дети учатся воспринимать сразу несколько параметров материала – цвет, фактуру, степень зернистости бумаги, из которой сделаны геометрические фигуры на домино. Данная игра развивает логику, мелкую моторику, умение анализировать, усидчивость.
Материалы:
Плотный (дизайнерский) картон 1 лист
Цветной картон различной текстуры (бархатный картон, ребристый картон, глянцевый картон, фоамиран с глиттером)
Ножницы
Клей ПВА
Линейка
Карандаш
Создание игры
Домино состоит из 28 фишек, на поверхности которых варьируется комбинации из геометрических фигур, вырезанных из картона разной текстуры. «Тактильное домино» представляет собой адаптированный вариант детского домино с картинками. Особенность заключается в том, что ребенок должен находить половинки фишек не с одинаковыми рисунками, а с одинаковыми на ощупь и по цвету геометрическими фигурами.
Основа для фишек – дизайнерский картон, который необходимо расчертить и разрезать на карточки размером 6 см на 11 см.
Далее необходимо вырезать геометрические фигурки из картона разной текстуры и приклеить их клеем ПВА к фишкам.
Правила игры
1) Все участвующие в игре получают по шесть фишек, остальные фишки находятся в «банке», главной стороной вниз.
2) Игрок, у которого есть фишка, не разделенная на 2 половинки, начинает ход первым. Остальные участники по очереди раскладывают свои фишки, ориентируясь на геометрическую фигуру определенного цвета и фактуры (одинаковые половинки).
3) Если у кого-то из игроков нет фишки с подходящей фигурой, то он берет фишки из «банки». Если фишки закончились и в банке этот игрок пропускает ход.
4) Игрок, у которого раньше все закончатся фишки, становится победителем.
Следующая игра «Тактильные мешочки» из воздушных шариков.
Данная игра предназначена для развития тактильного восприятия. Суть игры заключается в том, чтобы ребенок определил какая крупа находится в шарике. Для наглядности распечатаны кастрюльки, на дно которых приклеены разновидности круп, как и внутри шариков.
Цель игры: развитие тактильных ощущений, осязательного и зрительного восприятия, мышления.
Задачи:
- совершенствовать обследовательские действия;
- тренировать зрительную и тактильную память;
- формировать мыслительные операции (анализ, сравнение);
- обогащать словарный запас (названия круп)
- закреплять навыки словообразования (каша из риса – рисовая и т. д.)
Материал:
Четное количество воздушных шариков разного цвета
Различный наполнитель (рис, гречка, манная крупа, фасоль и т. д.)
Можно распечатать кастрюльки и приклеить на дно наполнитель
Клей прозрачный Момент Кристалл
Такая игра развивает не только тактильные ощущения, но и тренирует мелкую моторику рук, закрепляет, сенсорное восприятие, усидчивость, вызывает положительные эмоции у детей.
Ну и еще одна игра «Веселый счет с разноцветными шариками»
Цель игры: развитие тактильных ощущений, осязательного и зрительного восприятия, мышления, обучение счету, цвету, удержание заданной инструкции.
Материалы:
Катушка
Пряжа белого цвета
Шарики разного цвета
Игла
Белый картон
Цветная бумага
Ножницы
Клей
Игральная кость
Создание игры: для начала необходимо вдеть пряжу в иглу с толстым ушком и нанизать на нее вразброс по цветовой гамме шарики каждого цвета по 6 штук. И распределить шарики по нитке на примерно одинаковом расстоянии. Далее нужно закрепить получившуюся цветную нитку на катушке и намотать.
Следующим этапом нужно сделать кубик из картона (схемы есть в интернете) и приклеить на каждую грань кубика разноцветные круги (таких же цветов, как и шарики на нитке).
Правила игры:
Вариант 1
Сначала предлагаете ребенку бросить картонный кубик. Выпал, к примеру, синий. Далее ребенок бросает игральную кость. Смотрим, какая выпала цифра (к примеру, 5) как раз учим числа. Значит выполняет инструкцию найти 5 синих шариков (разматывает катушку). Как правило деткам сложно удержать инструкцию, что нужно найти определенное количество именно синих шариков. Это отличная тренировка памяти, самоконтроля, мелкой моторики.
Вариант 2
Опять кидаем картонный кубик (выпал, к примеру, зеленый). Теперь кидаем игральную кость (выпала, к примеру цифра 4). Значит ребенок разматывает катушку, пока не найдет зеленый шарик. «Нашел зеленый шарик – постучи столько же, сколько на кубике 4». И обычно, ребенок тоже не может контролировать свой стук.
В заключении хочется сказать: «Дети — это цветы жизни. Они украшают нашу жизнь и наполняют ее смыслом». Поэтому какие бы сложности не вставали на пути обучения детей – наша задача все эти сложности преодолеть, играя! Чаще играйте с ними!