Юлия Кретова
Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Работа над предлогами
▼ Скачать + Заказать документы
Предлоги, как известно, помогают, выразить многообразие отношений между предметами окружающей действительности и являются орудием, при помощи которого достигается сочетаемость слов и строится высказывание
Пространственные отношения начинают развиваться очень рано, это отмечали педагоги и психологи в своих работах :
Публикация «Развитие пространственных представлений у детей дошкольного возраста, Работа над предлогами» размещена в разделах
Т. А. Мусейибова отметила, что пространственные отношения развиваются у ребенка поэтапно : на 1 этапе дети учатся ориентироваться «себе» : определять различные части тела, лица, в том числе и симметричные; понимать их соотнесение с различными сторонами собственного тела (впереди, сзади, вверху, внизу, справа и слева) [9,с. 79].
Умение ориентироваться «на себе» служит основой для овладения ориентировкой на других объектах - 2 этап; умение ориентироваться в окружающем пространстве не только «от себя», но и «от любых предметов».
3 этап – ребенок осваивает словесную систему отсчета по направлениям.
4 этап – применение освоенных ребенком навыков в окружающем пространстве, как в трехмерном, так и на плоскости.
Работа над предлогами проводится поэтапно :
1 этап:
- уточнение понимания детьми пространственного расположения предметов, выраженного предлогами;
- выделение заданного предлога из ряда предлогов (дифференциация предлогов).
2 этап:
– введение предлогов в активную речь детей :
составление предложений;
составление схем предложений;
использование в текстах.
Прежде всего важно помочь ребенку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи.
На первые занятия выносятся наиболее простые предлоги (на, под, обозначающие место действия.
Сначала уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного данными предлогами.
Каждый предлог сначала отрабатывается отдельно от других предлогов. Значение каждого предлога объясняется отдельно, причем обязательно сопровождается наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах (с помощью графической схемы и т. д.).
Употребление предлогов
После обучающего момента в занятия обязательно включаются упражнения на закрепление правильного и сознательного употребления в речи предложных конструкций, составление предложений по демонстрированному действию или по аналогии. Широко используются при этом подстановочные упражнения. По мере того, как дети учатся понимать значение предлогов и правильно их употреблять, в задания постепенно включается другой предлог, ранее не изучавшийся.
Дифференциация предлогов
Как проводить игры с предлогами?
Лучше всего игры проводить по этапам – от простого к сложному.
от игры с игрушками и предметами (ребенок сам активно действует предметами, расставляя их в нужное место и называя предлог)
к рассматриванию картинок (где? назови)
к решению задач без наглядной опоры – словесных задач без картинок и игрушек.
Обучение детей дошкольного старшего возраста
1. Сначала необходимо дать детям понятие о ПРЕДЛОГЕ, как о «маленьком слове» и его значении в предложении, т. е. без определенного предлога нельзя понять смысл предложения и выполнить те или иные действия.
Например, предлагается детям выполнить такие действия: положи карандаш…книгу; положи мяч …. стул; Они не могут выполнить это задание, пока не будет назван предлог.
2. Научить понимать карточки схемы: (на, в, под, по и др)
3. Сначала научить детей составлять простые предложения с опорой на действие предметов и явлений, затем предложения с использованием предлогов.
4. Далее предлагают составить предложения по картинке с одним действующим лицом (Собака сидит в будке, Ваза на столе и т. д)
Особенно широко используются в работе по обучению употреблению предлогов - интерактивные игры, презентации.
Постепенно дети учатся составлять предложения с разными предлогами и без опоры на наглядность. Они могут обозначать предложения символами или зарисовывать его схему карандашом. Нравится им и такое задание как: «Составить предложение по заданной схеме, которая изображена на карточке». Такую карточку можно дать каждому ребенку, и дети придумывают различные предложения с предлогами.
Для развития интереса детей в работе можно помимо перечисленных и такие задания как: «Если правильно ответишь на вопрос, на наборном полотне появятся персонажи сказок «Теремок», «Заюшкина избушка» или «Репка» и др.».