Лариса Калсанова
Использование планшета для рисования песком в развитии у дошкольников пространственных представлений и умения ориентироваться
▼ Скачать + Заказать документы
Дошкольный возраст – период интенсивного развития пространственных представлений, которые являются сложным процессом. Согласно ФГОС, к моменту поступления в школу дети должны свободно ориентироваться в направлении движения, пространственных отношениях между ними и предметами, а также между предметами. В формировании пространственных представлений и способов ориентации в пространстве участвуют различные анализаторы (кинестетический, зрительный, осязательный, слуховой).
Публикация «Использование планшета для рисования песком в развитии у дошкольников пространственных представлений и умения ориентироваться» размещена в разделах
- Ориентировка в пространстве
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Рисование песком и на песке
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
Для ребёнка-дошкольника основной путь развития – обобщение своего чувственного опыта, то есть для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо. Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположения, удаленности, пространственных отношений между предметами). Ориентировка от себя предполагает умение пользоваться системой, когда началом отсчета является сам субъект, а ориентировка от объектов требует, чтобы началом отсчета был тот объект, по отношению к которому определяется пространственное расположение других предметов
Юнгинианская песочница применяется обычно в песочной терапии, арттерапии или изодеятельности. Однако ее можно использовать и в развитии познавательных способностей: внимания, памяти, логического мышления и пространственных представлений. Для работы потребуется деревянный поднос стандартного размера, песок и коллекция миниатюрных фигурок. Дети сами выполняют игровые задания, указанные с помощью набора игрушек.
Далее представлены игры на формирование пространственных представлений (слева, справа, между, вперед, назад) умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому, ориентироваться на плоскости (в двумерном пространстве, определять местонахождение предмета по схеме.
«Маша идет в гости»
1. В нашем городе много дорожек, а в конце каждой домик. Маша собралась в гости. Догадайся, к кому она идет, если ей нужно пройти мимо машины, овечки и большой ели.
2. Маша позвала Олю в гости, но не может объяснить, как к ней добраться. Она оставила письмо. Смотри и слушай, что сказано в письме: «Иди от дуба мимо машины и большого камня».
3. А теперь ты поиграй с Петей в прятки. Спрячь его друга в одном из домиков и нарисуй подсказки, которые помогут его найти.
«Зашифрованное письмо»
1. В лесу много тропинок, и каждая ведет к какому-то животному. Я задумала одного из них. Отгадай, кто это. Тебе поможет письмо, в котором зашифрован путь к нему. Я нарисовала, в каком направлении нужно идти и куда поворачивать, чтобы его отыскать. Давайте прочитаем письмо: «Сначала иди прямо, поверни 4 раза направо». Что за животное я загадала?
2. Ты уже научился читать зашифрованные письма. А теперь ты загадай животное и нарисуй маршрут к нему на листочке в клетку или выложи из палочек, а мы его найдем.
«Кто в домике живет»
1. Илья Муромец ищет Змея Горыныча. Он знает, что Змей скрывается в каком-то из трех домов. Он спрятался не в крайнем доме. Где же Горыныч?
2. Где теперь спрятался Змей, если известно, что между его домом и красным есть пустой дом?
3. Маша пригласила подругу Олю в гости. Она живет не посередине и не в третьем доме. Помоги Оле попасть к Маше.
4. Найди Петю. Его дом справа от красного домика, но не в центре.
5. Если Петя не в первом и не в третьем доме, то где же он?
6. А теперь ты поиграй в прятки с Петей. Спрячь его друга в одном из домиков и подскажи, где его искать.
7. Баба Яга пригласила Илью Муромца в гости и говорит, что живет не с краю. Как ее найти, если известно, что она обманывает?
«Путешествие в сказку»
Предварительная работа: повторение сюжетов сказок «Колобок», «Репка».
1. Найди ошибку в последовательности встречи Колобка с персонажами сказки и расположении героев. Кто лишний? Кого не хватает?
2. Найди ошибку в последовательности персонажей, которые тянули репку. Кто лишний? Кто стоит третьим? Кто стоит перед кошкой? Кого не хватает? Кто последний?
«Найди место для предметов»
1. Расставь предметы по словесной инструкции (в центре большое дерево, справа камень, над ним маленький дом; большой дом рядом с маленьким, а самый большой с другой стороны от маленького; в верхнем левом углу елку, и т. д.)
2. Рассмотри схему и расставь предметы на столе как на схеме.
Практика работы показывает, что песочные игры универсальны и могут помочь и в формировании первоначального опыта ориентировки в пространстве.