Литвиненко Алена Федоровна
Консультация для педагогов «Развитие произвольности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Что же такое произвольность поведения?
Если у ребенка развита произвольность поведения, то он умеет управлять своими поступками, контролировать свое настроение. Регулирование своим поведением связано с процессом созревания у ребенка лобных отделов в коре головного мозга. В 7 лет они еще не сформированы, поэтому ребенку сложно управлять поведением. Для того, чтобы ускорить процесс развития необходимых структур головного мозга, необходимо работать над физическими способностями дошкольников. Именно данный процесс способствует развитию воли и произвольности на физиологическом уровне.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
Так как произвольность поведения — это осознанное действо, то она поддается формированию. Каждый ребенок способен воспринимать информацию, обращенную к нему, понимает, что от него требуется. Поэтому у детей старшего дошкольного возраста есть требование осознания собственных действий и поступков. Они могут преодолевать непосредственное поведение по ситуации.
И тут, стоит сказать о том, что детям в дошкольном возрасте сложно научиться воспринимать и выполнять инструкции, которые даются ему со стороны взрослого. Но это и есть первый шаг к практическим навыкам ребенка владения собой, своими поступками, поведением.
К сожалению, родители очень не правы, если думают, что для послушания их чада достаточно лишь нравоучительных бесед и убеждений. Одними словами поведение ребенка не исправишь. Это нам, взрослым, понятны поведенческие нормы, а ребенку сложно оценить их важность. Говорить с ребенком надо, но делать это надо не настойчиво, доброжелательно, возможно, с элементами занимательности, лучше в игровой деятельности.
Примеры игр на развитие произвольности:ИГРА «ЗООПАРК»
Цель: развитие произвольности, самоконтроля, внимания и эмоционально-выразительных движений.
Ход игры: родитель говорит следующие слова: «Давай поиграем с тобой в зоопарк. Попробуй изобразить движения различных животных. Если я хлопну в ладоши один раз – прыгай, как зайчик, хлопну два раза – ходи вразвалочку, как медведи, хлопну три раза – «превращайся» в аистов, которые умеют долго стоять на одной ноге. Начинаем игру.»
ИГРА: «СОХРАНИ СЛОВО В СЕКРЕТЕ»
Цель: научить ребенка длительное время руководствоваться заданным правилом.
Ход игры: родитель говорит следующие слова: «Сейчас я буду произносить слова, которые ты должен за мной повторять, кроме названий животных — их повторять нельзя. Например, «Если я назову слово морковь – повторяешь его, а если назову слово слон, его ты не повторяешь, так как это животное».
Примерный список слов: окно, стул, ромашка, медведь, ириска, пшено, плечо, хомяк, шкаф, василек, книга, курица, дом, песня, суслики т. д.
ИГРА «ВСЕ ПОД КОНТРОЛЕМ»
Цель: развитие навыков самоконтроля, учить контролировать свои действия.
Ход игры: родитель говорит следующие слова: «Я буду говорить тебе действия, которые ты будешь совершать, но только после того, как я скажу слово: «Быстро!». Например, «Найди в комнате предмет жёлтого цвета и дотронься до него», пауза, «Быстро!».