Татьяна Буркут
Развитие профессиональных компетенций музыкальных руководителей ДОУ в условиях реализации ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
1. Компетенция в переводе с латинского языка (от лат. competere —соответствовать, подходить) означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
2. Компетентность - (от англ. competence) cовокупность компетенций; наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, способность к принятию обдуманных решений в какой-либо области деятельности.
3. Профессиональная компетентность - готовность качественно
Публикация «Развитие профессиональных компетенций музыкальных руководителей ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Работа музыкального руководителя
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
осуществлять профессиональную деятельность, применяя знания, умения, навыки и личностные качества.
Итак, компетенция - это результат образования, выражающийся в готовности человека к решению определённых задач профессиональной и вне профессиональной деятельности на основе использования им внутренних и внешних ресурсов. Компетенция - это характеристика должности, а не индивида.
Все компетенции можно объединить в три группы
1. - универсальные
2. - общепедагогические, профессионально-педагогические
3. – специальные
1. Универсальные (их ещё называют всеобщими,
над дисциплинарными) – личностные, общечеловеческие компетенции
К ним относятся:
• Социально-психологическая компетенция - подразумевает знание психологических закономерностей развития межличностных отношений. Ее суть — умело выстраивать взаимоотношения с окружающими, (в нашем случае – с детьми,с коллегами по работе, а также с людьми, с которыми приходится иметь дело в тех или иных жизненных ситуациях. Непосредственная, интерактивная межличностная коммуникация — сердцевина этой компетенции.
• Коммуникативная компетенция - способность к эффективному и продуктивному общению. Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения. Так считал Антуан Сент-Эзюпери, об этом рассуждали философы на протяжении веков и эта тема остаётся актуальной и в наши дни. Вся жизнь человека протекает в постоянном
общениии.
• Также, в Универсальных компетенциях можно еще выделить
Мобилизационную компетенцию - способность к быстрому
продвижению вперёд, внедрению инновационных технологий и
умению создать среду, следовать «духу времени».
Все вместе эти компетенции называют личностными - это совокупность качеств и свойств личности, которые выражают её уникальность и индивидуальность. Это, прежде всего любовь к своему делу, стремление к личностному и профессиональному росту, творческий подход в работе.
Мы знаем, что за короткий срок в системе музыкального воспитания дошкольников появилось много нового. На
современном этапе педагогическая деятельность требует обращения музыкального руководителя к новым формам работы с детьми.
Ориентиром в этом направлении является ФГОС ДО, который устанавливает нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяющие новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.
Поскольку музыкально-педагогическая деятельность характеризуется как общепедагогическими, так и специальными компетенциями, рассмотрения требуют и те, и другие.
К Общепедагогическим компетенциям относятся :
1Методическая компетенция
Нам предлагают большое количество программ по музыкальному
воспитанию дошкольников, образовательных технологий. Изменился социум, изменились дети и родители. А главное, изменились требования к содержанию и организации музыкального воспитания.
Современное общество предъявляет новые требования к
компетентности музыкального руководителя :
-Современная программа образовательной деятельности музыкального руководителя дошкольного образовательного учреждения должна быть составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе программ по музыкальному воспитанию и в соответствии нормативно - правовыми документами:
-Законом Российской Федерации от от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании»;
-Уставом ДОУ;
-Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН
2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»;
-Письмом министерства образования Российской Федерации от
14.03.2000 No 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»;
-Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013г. No 1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования».
- Музыкальный руководитель должен уметь планировать
образовательную работу; проектировать педагогическую деятельность на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности : знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциальных
программ и пособий, музыкальный руководитель должен умело
соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая однообразности, формируя целостность восприятия ребенком.
Иначе говоря, компетентный музыкальный руководитель должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.
2 Психолого-педагогическая компетенция.
Музыкальному руководителю необходимо знать возрастные
особенности психофизического развития детей и в соответствии с этим выстраивать стратегию и тактику обучения.
3 Предметно-содержательная.
Имеется в виду глубокая осведомленность, глубокое погружение
музыкального руководителя в различные виды музыкальной деятельности, а также в совместную деятельность администрации, воспитателей и специалистов ДОУ, творческие группы ДОУ.
4 Компетенция в сфере ИКТ.
Эта специфическая компетенция возникла несколько десятилетий назад, в связи с внедрением в учебно-образовательный процесс различных экранно-звуковых носителей информации. Музыкальный руководитель должен уметь максимально продуктивно использовать ИКТ в ходе своей образовательной
деятельности, во всех видах музыкальной деятельности : восприятии музыки, пении, музыкально-ритмических движениях и танцевальном творчестве, игре на музыкальных инструментах, а также непременно на всех праздниках и развлечениях.
При использовании ИКТ активизируется процесс формирования
музыкальных способностей ребенка, ИКТ способствует развитию
познавательной, умственной и эмоциональной сферы дошкольников, также формируется музыкальный вкус ребенка, расширяется его кругозор.
5 Научно – исследовательская компетенция.
Научно-исследовательская компетенция необходима современному
музыкальному руководителю.
Современная система образования требует от музыкантов постоянного совершенствования знаний. Сегодня уже не достаточно получив базовое образование, работать по специальности. Чтобы соответствовать современным требованиям, сохранять уровень компетентности необходимо
постоянно учиться, заниматься самообразованием.
Условия профессионального роста :
• Чтение методической, педагогической литературы.
• Посещение семинаров, конференций.
• Проведение открытых занятий для анализа со стороны коллег.
• Изучение информационно-компьютерных технологий.
• Помещение своих разработок на сайтах интернета, и т. д.
• Обобщение педагогического опыта.
• Систематическое прохождение курсов повышения квалификации
(Согласно No273-ФЗ об образовании в РФ не реже чем раз в три года).
Немецкий педагог – демократ Адольф Дистервег писал, что «. без
стремления к научной работе учитель неизбежно попадает «во власть трех демонов: механичности, рутинности, банальности. Он деревенеет, каменеет, опускается». К этому можно было бы добавить, что вместе с педагогом «деревенеют» и дети, которых он обучает. Чтобы этого не произошло, педагог, постоянно работающий над собой, увлеченный делом, должен помнить, что его отношение к делу передается детям.
Все вышеперечисленные компетенции составляют профессионально-педагогическую компетентность, которая предполагает всесторонне развитое, логично организованное мышление, способное к анализу и синтезу, к дифференциации и обобщению; мышление, выходящее за рамки стереотипных подходов и решений, открывающее новые, перспективные
пути развития педагогической теории и практики.
Специальные (предметные) компетенции - знание методик, инновационных программ и технологий по музыкальному развитию детей. Для педагога- музыканта обязательным и необходимым компонентом являются его музыкальные способности.
К Специальным (предметным) компетенциям относятся :
• Компетенция в области формирования художественно-
эстетических вкусов, интересов, запросов, потребностей
Музыкальный руководитель, обладающий соответствующей
компетенцией, с успехом осуществляет развитие музыкальных и
творческих способностей и эмоциональной сферы воспитанников,
формирует их эстетический вкус, используя разные виды и формы
организации музыкальной деятельности.
• Профессионально-техническая (исполнительская).
Музыкальный руководитель должен профессионально владеть
инструментом, должен уметь показать, проиллюстрировать на
музыкальном инструменте муз произведение, песню, нюанс, звуковую краску и т. д. Если ребята видят, что их преподаватели не только включают магнитофон, но и сами играют на муз. инструменте, выступают в роли исполнителя, стремится передать содержание музыкального произведения,
они пытаются во всем подражать своему педагогу. Обязательно должны видеть творческую деятельность педагога и родители. Они должны присутствовать на праздниках, видеть педагога как исполнителя.
Немаловажную роль играет союз троих: "музрук -ребенок – родитель». Когда существует связь троих, тогда с полной ответственностью можно говорить, что развитие музыкальности ребенка бесспорно состоится.
• Музыковедческая компетенция
Опирается на широкую эрудицию педагога-музыканта, она предполагает ориентацию в различных художественных стилях, в музыке различных времен и народов и т. д.
• Вербальная, словесно-разъяснительная.
Музыканту необходимо как умение лично продемонстрировать что-либо на музыкальном инструменте (о чем было сказано выше, тот или иной музыкальный фрагмент, так и рассказать о нем и о том, что не может быть выражено с помощью показа- иллюстрации. На слово музыкант опирается, разъясняя что-либо ребенку, высказывая свои советы и пожелания; слово используется в беседах, пояснениях, диалогах с детьми и т. д. Главное же: слово помогает музыканту ввести ученика в мир музыки, «в мир ее выразительных средств».
• Профессионально-диагностическая.
Музыкальный руководитель определяет направления педагогической музыкальной деятельности с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников, а также их творческих способностей на диагностической основе. Знание ребенка, принадлежит к числу важных качеств и свойств педагога. Именно они, эти качества и свойства,
помогают музыканту определиться со стратегией и тактикой учебно-воспитательной работы с данным конкретным ребенком, сориентировать его — психологически и профессионально — в том или ином направлении.
• Эмоционально-волевая. Коммуникативная компетенция
Эмоциональная компетентность способствует сохранению и укреплению здоровья человека вообще и педагогического работника, музыканта, в частности, благодаря своим ключевым компетенциям :
1. Способность понимать и выражать собственные эмоции и
чувства. Человек может не только воспринять и описать чувство, но и понимает причины его возникновения и контекст. Люди с большой эмоциональной ясностью легче других справляются со стрессовыми ситуациями, быстрее восстанавливают эмоциональный баланс.
2. Способность контролировать свои эмоции и управлять ими
Умение управлять эмоциями даёт возможность использовать энергию переживаний для организации конструктивного поведения и преодолевать отрицательные эмоциональные ситуации, тем самым способствует сохранению эмоционального равновесия.
3. Возможность понимать чувства других
Способность распознавать и понимать эмоции и чувства других людей зависит от уровня развития эмпатии - глубокого и безошибочного восприятия внутреннего мира человека, его скрытых эмоций и смысловых оттенков, эмоциональное созвучие с его переживаниями, использование всей глубины понимания этого человека не в своих, а в его интересах. Понимать эмоции
другого человека можно, "читая" невербальные сигналы его поведения и анализируя речь. Главные ориентиры эмоций, звучащие в речи партнёра по общению - интонации. Улавливая интонации собеседника, можно понять эмоции и чувства, которые скрываются за словами.
4. Умение управлять чувствами других, решать проблемы личного
и межличностного характера.
Умение управлять эмоциями других - способность лидера.
Современный музыкальный руководитель управляет целой группой детей, направляет коллективные эмоции в нужное русло, создаёт атмосферу дружелюбия и умело нейтрализует негативное настроение. Будет ли общее дело развиваться - во многом зависит от того, насколько эффективно музрук выполняет свою
основную эмоциональную задачу. Когда он пробуждает в людях позитивные эмоции, то раскрывает в них самые лучшие стороны, что способствует достижению успеха.
Теория и практика показывают, что эмоционально компетентный музыкант обладает способностью к педагогической импровизации и творчеству, что также характеризует его как профессионала. В своём профессионализме и мастерстве он находит уверенность, эмоциональную опору.
Все вышеперечисленные компетенции составляют музыкально –
педагогическую компетентность, которая является, по сути, одной из специфических разновидностей общепедагогической профессиональной компетенции.
Таким образом, профессиональная компетентность музыкального руководителя – это совокупность личностных качеств, профессионально-педагогической компетентности, музыкально–педагогической компетентности, важная составляющая и показатель высокого уровня профессионализма.