Вафа Мамедова
Развитие представлений об окружающем у детей с ДЦП
▼ Скачать +Заказ
Овладение речью и развитие познавательной деятельности у здорового ребенка формируется в ходе общения со взрослыми и сверстниками,в процессе различных видов деятельности. У детей с ДЦП возможности формирования и развития представлений об окружающем, как правило, ограничены, поэтому очень важно целенаправленное развитие этих представлений. Ребенок должен наблюдать деятельность окружающих его людей; эти впечатления очень важны для его умственного развития, формирования речи. Но если ребенок с ДЦП представлен сам себе,он не может приобрести необходимые сведения или у него сложатся неправильные представления об окружающем. Поэтому необходимо планомерно руководить процессом восприятия окружающих явлений. Взрослый, прежде всего,должен отобрать важные, характерные и вместе с тем доступные и интересные для ребенка явления, привлечь его внимание. Сведения об окружающем преподносятся ребенку в известной последовательности, с постепенным их расширением и углублением.
Публикация «Развитие представлений об окружающем у детей с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Очень важно,какими способами ребенок получает сведения об окружающем. Первое знакомство с предметами и явлениями должно по возможности происходить в естественной жизненной обстановке, а не по картинкам или игрушкам. В квартире ребенка надо знакомить с обстановкой,показать ему, как моют посуду,стирают и гладят белье, готовят обед, накрывают на стол, убирают помещение. Много интересного можно показать ребенку из окна комнаты: движение транспорта, сад, животных и т. п. Самые четкие представления складываются у ребенка тогда, когда он не может действовать с теми предметами, с которыми его знакомили; поэтому надо всячески стимулировать его активные действия. Если мать стирает белье, а ребенок наблюдает, желательно ему дать маленький тазик и все необходимое для стирки (воду, мыло, кукольное платье). Ребенок подражает действиям матери.
Важное значение для развития знаний и представлений об окружающем мире имеют прогулки. У ребенка-дошкольника мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми,яркими, наглядными предметами окружающего мира. Ребенок видит деревья, природу в разное время года, а взрослый направляет его внимание на их существенные особенности. Важно создать эмоциональный настрой восприятия: только такое восприятие будет стимулировать мысль ребенка и способствовать запоминанию увиденного.
При воспитании и обучении,ребенка с ДЦП предостеречь от того, чтобы ребенок не заимствовал опыт взрослых механически,заимствовать что-то новое он должен только творчески.
При подготовке ребенка к школе родители не должны ставить обязательной задачей научить его различать буквы, читать. Важно одухотворить умственную жизнь ребенка игрой, сказкой, красотой окружающей природы, творческим отношением к окружающему.
Детское мышление- художественное, образное, эмоционально насыщенное мышление. Чтобы ребенок стал умелым, сообразительным, надо в раннем детстве дать ему счастье художественного видения мира. Процессы мышления у ребенка должны протекать на основе живых, образных представлений.
Очень важно, чтобы ребёнок наблюдая окружающий мир, учился понимать причины и следствия явлений, сравнивать качества и признаки вещей. Живое созерцание окружающего является важным средством для умственного воспитания, для развития мышления. Но это лишь первый,конкретно образный этап в развитии мышления, необходимая основа для перехода к мышлению, понятиям. Поэтому, когда родители учат ребенка наблюдать конкретные явления окружающего мира, они постепенно помогают ему увидеть причинно-следственные связи.
Ребенку с ДЦП для активного внимания часто не хватает нервной энергии. Надо помнить,что главный источник ее пополнения –это живое восприятие, наблюдение за предметами и явлениями окружающего мира, творческое созерцание, рассказы взрослых о природе.