Елена Викторовна Карасёва
Развитие предпосылок связной речи у младших дошкольников
Связная речь – смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Для нее характерны: — содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится); — точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию); — логичность (последовательное изложение мыслей); — ясность (понятность для окружающих); — правильность, чистота, богатство (разнообразие). Развитие предпосылок связной речи происходит: в работе над звуковой стороной речи, когда помимо упражнений на звукопроизношение, важное место отводится интонации, темпу речи, дикции, силе голоса) в развитии словаря, когда выступает работа над смысловой стороной слова (т. к. она углубляет, уточняет понимание ребенком значения слова) в формировании грамматического строя речи, когда придается большое значение работе над построением разных типов предложений, морфологии и словообразованию. Повседневная жизнь открывает большие возможности для развития предпосылок связной речи. В своей работе мы активно используем это и создаем условия, которые побуждают детей говорить. Например, мы поддерживаем рассказ ребенка о событиях, произошедших дома, об увиденном на улице, словом обо всем, что потрясло и удивило ребенка. Активная речь считается основой развития связной речи и широко используется во время беседы, рассматривания игр, картинок и иллюстраций. Поэтому мы периодически меняем книги и иллюстрации в книжном уголке и знакомим с новыми играми. Так, рассматривание их активизирует разговорную речь и желание обсуждать увиденное. В данном случае рассказ ребёнка, как правило, обращён к 1 - 2 слушателям, поэтому он проще для ребёнка и легко переходит в диалог. Такое речевое общение имеет не только образовательное, но и воспитательное воздействие. Развитие речи в процессе организации режимных моментов включает в себя: сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) комментирование действия детей предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка) предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов Большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми. Индивидуальная работа с детьми включает описание игрушек, картинок, составление совместных рассказов со взрослым, затем самостоятельно. Индивидуальная работа проходит утром и вечером и направлена на развитие выразительных способностей каждого ребенка; оно предлагается в игровой форме, в естественной среде общения между участниками игры. Таким образом, процесс речевого развития дошкольника представляет собой сложный и многогранный процесс, и для его успешного осуществления необходимо сочетание всех влиятельных компонентов. Необходимо качество и содержание речи.