Яровая Мария
Развитие познавательных способностей дошкольников. Консультация для педагогов
Познавательные способности и потенциал дошкольников
Цель: Показать педагогам важность и значимость проблемы развития познавательных процессов у дошкольника.
Задачи:
1. Актуализировать знания педагогов об особенностях формирования познавательной деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Расширить представление о познавательные процессах и их особенностях.
Публикация «Развитие познавательных способностей дошкольников, Консультация для педагогов» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
3. Продемонстрировать использование игр в качестве инструмента развития познавательной сферы ребенка.
Добрый день, уважаемые коллеги! В начале своего выступления мне хочется предложить вам «Метод незаконченных предложений», который позволяет выявить ваши осознаваемые и неосознаваемые установки, показывает отношение к теме «Развитие познавательных способностей у дошкольников». Предлагаю вам закончить высказывания знаменитых людей: психологов, педагогов и философов.
Итак, первое высказывание Василия Александровича Сухомлинского - советский педагог, писатель:
«Игра – это искра, зажигающая огонек…» (пытливости и любознательности). И действительно, без игры нет, и не может быть полноценного познавательного развития детей в дошкольном возрасте.
Второе высказывание Артура Владимировича Петровского -советский и российский психолог:
«Познавательная активность является одним из важных качеств, характеризующих…» (психическое развитие дошкольника).
Вы правы, поскольку познавательная активность, по мнению Дианы Борисовны Богоявленской (заведующая лабораторией диагностики творчества Психологического института, – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное личностное образование.
И последнее высказывание Людмилы Александровны Беляевой -доктор социологических наук, вед. Научный сотрудник Института философии:
«Одним из основных побудителей познавательной активности детей является…» (педагог).
Действительно, педагог – профессионал, владеющий необходимыми личностными качествами: стремлением к саморазвитию, творческим потенциалом, тактичностью и терпимостью в отношениях с детьми и родителями, арсеналом необходимого педагогического инструментария.
Педагог должен владеть всем педагогическим инструментарием, чтобы увлечь, заинтересовать и развить познавательную активность у детей дошкольного возраста - это декламирует и Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Каждому возрасту присущи свои особенности формирования познавательной активности дошкольников. Рассмотрим их более подробно.
С 1 года до 3 лет
Дети в этом возрасте особенно активно познают мир вокруг себя, а главными объектами познания являются предметы, с которыми ребенок взаимодействует. Процесс познания в этом возрасте происходит за счет взаимодействия ребенка с предметами, его личного участия в разнообразных жизненных ситуациях, наблюдениях и т. д.
Чтобы простимулировать развитие познавательных способностей дошкольника в этом возрасте, необходимо дать ему полную свободу действия в познании окружающего мира, достаточно места и времени для познавательной деятельности. Естественно, все эти условия нужно соблюдать, не забывая о безопасности малыша.
С 3 до 4 лет
К детсадовскому возрасту, дети уже, как правило, накапливают достаточное количество знаний об окружающем мире, но пока еще не способны установить взаимосвязи между представлениями об окружающей действительности. В этот период начинает формироваться чувственное познание мира и эстетическое восприятие. На смену интересу к действиям и предметам приходит интерес к их признакам и свойствам. Ребенку в этом возрасте интересно не только видеть предметы в действии, но и определять их особенности и сравнивать один предмет с другим. Одним словом, теперь развитие познавательных способностей дошкольника предполагает не только наблюдение за тем, как игрушечная машинка едет, но и определение ее формы, цвета и отличия ее от других игрушечных машинок по этим признакам.
С 4 до 5 лет
После 4 лет развитие познавательных способностей школьников предусматривает уже не только восприятие и изучение окружающей действительности, но и начало восприятия и понимания человеческой речи. Несмотря на то, что ребенок уже, наверняка, неплохо говорит, в качестве средства познания речи начинает выступать только сейчас. В этом возрасте ребенок учится правильно понимать и принимать информацию, переданную посредством слова. В этот период активный словарь ребенка обогащается не только словами-предметами, но и словами-понятиями.
В возрасте после 4 лет выделяется несколько основных направлений развития познавательных способностей дошкольника :
установление взаимосвязей между предметами, явлениями и событиями - в итоге ребенок воспринимает мир не как отдельные фрагменты, а какцелостную цепь событий,
• знакомство с теми предметами и явлениями, которые ребенок не видит перед собой и не осязает,
• начало первых проявлений личных интересов ребенка (например, малыш начинает понимать, что ему нравится рисовать, петь или танцевать,
• начало формирования положительного отношения к окружающему миру.
С 5 до 7 лет
В этом возрасте развитие познавательных способностей дошкольников включает в себя познание «большого мира», а также, понимание и претворение в жизнь таких понятий, как гуманность, доброта, вежливость, заботливость, сострадание и т. д. В этом возрасте дети уже не просто воспринимают информацию и устанавливают взаимосвязи между явлениями, но и способны систематизировать полученные знания, запоминать их и использовать по назначению. В этом возрасте формируется бережное отношение к миру, основой которого являются представления о моральных ценностях.
Теперь ребенок не только сравнивает, но и делает выводы, самостоятельно выявляет закономерности в явлениях и даже способен прогнозировать те или иные результаты. Одним словом, если раньше ребенок воспринимал готовые решения, то сейчас он стремится сам прийти к какому-то результату и проявляет интерес к поиску решений той или иной задачи.
Развитие познавательных способностей в соответствии с возрастом мы рассмотрели. Давайте подумаем, какие познавательные процессы задействованы в просе познавательного развития (Восприятие, мышление, память, внимание, речь, воображение)
Вы мыслите в правильном направлении, но давайте, систематизируем все сказанное и начнем по порядку. Начинаются познавательные процессы с восприятия. Что значит восприятие?
Восприятие – целенаправленный и активный интеллектуальный процесс по формированию образов окружающего мира с помощью всех анализаторов зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. Все виды важны, так как чем больше задействовано анализаторов, тем более полна картина мира, и тем лучше и прочнее ребенок усваивает новое.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ
Развитие зрительного восприятия
1. «Разрезные картинки»
2. «Выбор недостающего фрагмента изображения»
3. «Лабиринты»
4. «Читаем по губам»
5. «Что забыл нарисовать художник»
6. «Точечный рисунок»
Развитие слухового восприятия
1. «Испорченный телефон»
2. «Узнай по звуку»
Ребенок садится спиной к взрослому, который производит шумы и звуки различными предметами. Ребенок должен догадаться, чем произведен звук.
3. «Где позвонили?»
Ребенок закрывает глаза, а взрослый встает в стороне от него (слева, справа, сзади) и звенит в колокольчик. Ребенок должен указать направление, откуда доносится звук.
4. «Кто больше?»
Дети закрывают глаза и слушают минуту, что происходит вокруг. Когда минута истечет, считают, кто больше звуков услышал.
5. «Найди коробочку с таким же шумом»
Развитие тактильного восприятия
1. «Найди пару»
Ребенку предлагают с завязанными глазами на ощупь найти пары одинаковых предметов (пластины оклеены бархатом, наждачной бумагой, вельветом, фланелью и др. материалами)
2. «Что внутри»
Ребенку предлагают воздушные шары, содержащие внутри различные наполнители: воду, песок, горох, фасоль, манку, рис, муку, гречку и др.) Шарики должны быть парными. Ребенок должен на ощупь найти пары с одинаковыми наполнителями.
3. «Снежинки»
На полу разложены кусочки ваты как снежинки. Детям предстоит с завязанными глазами собрать снежинки на ощупь. Кто больше соберет, тот и выиграл.
4. «Дедушка – Водяной»
Ребенок на ощупь узнает кто из детей перед ним.
5. «Узнай фигуру»
На столе раскладываются геометрические фигуры, одинаковые с теми, что лежат в мешочке. Педагог показывает любую фигуру и просит ребенка достать из мешочка такую же.
Развитие обоняния
1. «Овощи и фрукты»
Предложить определить по запаху с закрытыми глазами, лежащие в стаканах продукты и разделить на овощи и фрукты.
Возвращаемся к психическим процессам.
Рассматриваем внимание. Как вы думаете, что это такое и для чего оно нужно (ответы)
Внимание - это форма организации познавательной деятельности, направленной на выбранный объект. Характеристиками внимания являются концентрация (степень сосредоточения на объекте, переключение (способность быстро менять объект, распределение (способность удерживать несколько объектов) и объем (количество объектов). Внимание бывает произвольным (целенаправленным) и непроизвольным.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
1.«Да и нет не говори»
Дети отвечают на вопросы, не употребляя слов «да» и «нет»
2.«Летает не летает»
Если названный ведущим предмет летает, игроки поднимают руки в стороны, если нет-скрещивают их на груди.
3.«Запретное слово»
Ребенок вслед за взрослым повторяет все слова, кроме одного, которое назначили запретным. Вместо него он должен, например, хлопнуть в ладоши.
4 «запрещенное движение»
Ведущий показывает детям движение, которое повторять нельзя. Затем он показывает разные движения руками, ногами. Тот, кто повторил запретное движение, выбывает из игры. Запретным может быть любое движение или сочетание движений
5 «срисовывание по клеточкам»
Ребенку дается лист в клеточку (крупную или мелкую, образец для рисования (орнамент или замкнутая фигура, карандаш. Необходимо перерисовать узор по клеточкам.
6 «лабиринт»
Пройти по лабиринту, прослеживая путь взором, в случае затруднения пальцем или карандашом.
7.«назови предмет»
Ребенку даются рисунки с замаскированными (неполными, перечеркнутыми, наложенными друг на друга) изображениями предметов. Необходимо их назвать.
8.«сколько чего?»
Ребенка просят осмотреть комнату и назвать как можно больше имеющихся предметов, начинающихся на букву "К", "Т", "С", все стеклянные или металлические, все круглые, или все белые предметы.
9.«дорисуй»
Ребенку предлагается назвать, что отсутствует в изображении предметов и дорисовать их. Примеры: дом без окон, машина без колес, цветок без стебелька и т. п.
10 «зачеркни»
Ребенку предлагается таблица, где в несколько рядов изображены знакомые предметы или геометрические фигуры. Нужно зачеркнуть, например, все елки или все квадраты.
Переходим к следующему психическому процессу-памяти.
Кто может сказать, какая бывает память?
Память можно разделить по органам чувств на зрительную, слуховую, обонятельную, осязательную и двигательную, по длительность хранения информации на кратковременную и долговременную, по степени осмысленности на механическую и логическую.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ПАМЯТИ
1.«Что исчезло/изменилось»
Педагог ставит на стол 5/10 игрушек. Дети рассматривают и закрывают глаза. Одну игрушку убирают/переставляют, дети называют изменения. Можно усложнить изменив несколько условий.
2. «Рисуй»
В течение 2 сек. детям показывают несложный рисунок, затем его убирают, дети рисуют по памяти.
3.«Слушай хлопки»
Если звучит один хлопок, нужно маршировать на месте, два хлопка –стоять на одной ноге, как аист, три хлопка – прыгать как лягушка.
4.«Рассмотри игрушку, а потом ее опиши»
Водящий ребенок рассматривают игрушку и описывает ее, остальные дети угадывают.
5. «Кто больше запомнит»
Участники игры садятся в круг. Первый участник называет любое слово. Например, цветок. Следующий участник игры повторяет названное слово и произносит любое свое. Например, лес. Третий участник игры повторяет уже два предыдущих слова (цветок, лес) и произносит свое: школьник. И так далее. Победителем становится тот, кто сможет воспроизвести наибольшее количество слов. Игру можно начинать несколько раз.
Развиваем смысловую память
Игра «Вспомни»
Медленно зачитываются 10 пар слов, между которыми имеется смысловая связь. Затем через небольшой интервал времени зачитываются лишь первые слова из каждой пары. Учащиеся должны припомнить и назвать вторые слова, а затем записать те пары слов, которые запомнили.
ШУМ -ВОДА, МОСТ - РЕКА, ЛЕС - МЕДВЕДЬ, ДИЧЬ - ВЫСТРЕЛ, ЧАС - ВРЕМЯ, СТОЛ - ОБЕД, РУБЛЬ - КОПЕЙКА, ДУБ - ЖЕЛУДЬ, РОЙ - ПЧЕЛА, ГВОЗДЬ - ДОСКА.
- Ну а теперь поговорим о важнейшем познавательном процессе-мышлении. Расскажите мне, что вы знаете о мышлении.
- Итак, ученые сформулировали, что мышление — высшая ступень человеческого познания; процесс познания окружающего реального мира, образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы.
Виды мышления:
• Наглядно -действенное мышление (форма мышления, манипулирующая предметной сферой) имеется у детей с рождения до 1, 5 лет)
• Наглядно - образное мышление (осуществляется при непосредственном восприятии окружающей действительности, образы представляются в кратковременной и оперативной памяти, доминирует от 3 летнего до младшего школьного возраста) .
• Абстрактно - логическое мышление (мышление абстракциями — категориями, которых нет в природе) Формируется с 7 лет
И все вышеперечисленные компоненты можно и нужно развивать в игре. Попробуем на примере.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
1.«Да-нетки»
Группа детей делится на две подгруппы. Первая подгруппа тайно от второй задумывает какой-либо предмет. Вторая подгруппа должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая подгруппа имеет право отвечать только "да" или "нет".
Дети из первой подгруппы встают по прямой линии друг за другом. Напротив них встают дети из второй подгруппы. Сначала задает вопрос ребенок из второй подгруппы: "Оно живое?" Первый ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да". Затем задает вопрос второй ребенок из второй подгруппы: "Я его видел?" Второй ребенок из первой подгруппы отвечает: "Да" и т. д.
После угадывания предмета подгруппы меняются ролями
2.«Картинки-загадки»
Из группы детей выбирается один водящий, остальные садятся на стулья, они должны отгадывать. Учитель имеет большую коробку, в которой лежат маленькие картинки с изображением различных предметов (можно использовать картинки от детского лото).
Водящий подходит к педагогу и берет одну из картинок. Не показывая ее остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Дети предлагают свои версии.
Следующим водящим становится тот, кто первый отгадал правильный ответ.
3.«Подбери слова»
Для игры потребуются картинки с изображением животных кошки, собаки, коровы.
Слова: молоко, мяукать, сено, косточка, лаять, мычать.
Педагог зачитывает слова 3 раза.
Первое задание: разделить слова на группы с опорой на картинки.
Второе задание: разделить слова на группы без зрительной опоры, если можно то несколькими способами; объяснить свое решение (по какому принципу слова разделены на группы).
4.«Раздели слова на 3 группы по 3 слова»
Группы слов:
1. Собака,бельчонок,будка, дупло, щенок, птенец, птица, белка, гнездо.
2. Кондитер, яблоня, фабрика, животновод, садовник, ферма, пирожное, корова, сад.
3. Писатель, ноты, дом, повесть, кирпичи, мелодия, строитель, композитор, слова.
4. Врач, школа, учиться, смотреть, больница, театр, учитель, актер, лечиться.
На каждом занятии предлагается одна группа слов. Дети должны запомнить и разделить слова без зрительной опоры.
Развитие скорости мышления
1. «Отгадай, что я хочу сказать!»
Всего предлагается 10 слогов: ПО, НА, ЗА, МИ, МУ, ДО, ЧЕ, ПРЫ, КУ, РУ.
Если ребенок быстро и легко справляется с заданием, предложите ему придумать не одно слово, а столько, сколько он сможет. Фиксируйте не только правильность ответов, но и время, которое является показателем скорости мыслительных процессов, сообразительности, речевой активности.
2. «Литературные тексты»
Цель: Побуждать находить скрытый смысл рассказа, логически объяснять его, делать простейшие умозаключения.
Утёнок.
Как-то раз на лужайке подошла к утенку коза. «Ой, какой ты маленький» сказала она утенку. Утенок отбежал от козы и слышит в траве жук жужжит: «Ого, какой ты большой утенок». Утенок призадумался: «Большой я или маленький?» (А ты как думаешь)
Кот Васька.
Сидит в лодке кот Васька и его хозяин. Васькин хозяин закидывает удочку и приговаривает:
- Ловись, рыбка, большая - пребольшая! А Васька потихоньку бормочет:
- Маленькая ловись, маленькая! (Почему он так говорит)
Ваня
Посмотрел Ваня утром в окно и говорит:
- А на улице, оказывается, очень сильный ветер. Нужно теплее одеться. (Как он догадался)
Лев и лиса.
Лев заболел и не мог выходить из своего дома. Тогда он стал приглашать зверей к себе в гости. Пришла ко льву лиса и остановилась у порога.
- Почему ты не заходишь в мой дом? - спрашивает Лев у Лисы.
- Потому что я вижу много следов, которые ведут к твоему дому, и не вижу
следов, которые ведут обратно.
(Почему Лиса не вошла в дом ко Льву? о чем говорили следы)
Бараночка
Один мальчик захотел кушать. Он купил в магазине булочку и не наелся. Он купил себе еще булочку, съел и не наелся. У него осталось немного денег, он купил маленькую бараночку, съел и наелся. Мальчик подумал: «Зачем я покупал булочки, лучше бы я купил маленькую бараночку» (Правильно ли думал мальчик? Наелся бы мальчик бараночкой? Почему)
Осел и муравей.
Осёл хотел есть. Но трава росла далеко на горе. Осёл стал подниматься на гору, увидел муравья и спрашивает: «Муравей, скажи мне, пожалуйста, высокая ли трава на горе?» «Очень высокая и густая, как лес» - отвечает муравей. Осёл быстро пошел в гору. Когда он поднялся на самый верх, то увидел маленькую и редкую травку. Осё л подумал: «Зачем муравей меня обманул?» - и стал спускаться в низ. (Обманул ли муравей осла? Какая трава росла на горе на самом деле)
Рассмотрим следующий психический процесс- воображение. Что это, как вы считаете?
- Хорошо, а сейчас научная формулировка. Воображение — способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать им.
Игры на развитие воображения
1. «Клякса».
листы бумаги, на которых нанесены кляксы. дети должны придумать, на что похожа клякса и дорисовать ее так, чтобы вышло что-то понятное. Выигрывает тот, чей рисунок будет отличаться степенью яркости и глубиной нарисованных образов.
2.«Несуществующее животное».
листы бумаги, фломастеры. Если существование рыбы - молот или рыбы-иглы научно доказано, то существование рыбы-наперстка не исключено. Пофантазируйте: «Как выглядит рыба-кастрюля? Чем питается рыба - ножницы и как можно использовать рыбу-магнит?» (детям предлагается нарисовать несуществующую рыбу).
рассмотрим оставшийся процесс-речь.
Как вы думаете, а по каким критериям можно оценить речь?
Речь – форма общения людей посредством языковых конструкций. Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны – восприятие языковых конструкций и их понимание.
ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ
1. «Похожие слова».
Задание: подобрать существительные к прилагательному по ассоциации.
Есть сладкое слово– конфета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон!
А теперь не зевайте, слово к слову подбирайте!
Быстрые слова – (ракета, самолет, тигр, орел).
Сладкие слова – (конфеты, торт, пирожное, сахар).
Веселые слова – (праздник, клоун, подарок, музыка
2. «Кошка».
Задание: подобрать как можно больше глаголов к существительному.
- Что умеет делать кошка? (бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, кушать, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, мыться, кувыркаться, плавать)
3. «Многозначные слова».
Команды получают карточки со словами, имеющими несколько значений.
Задание: доказать многозначность слов:
труба (муз. инструмент, печная,
звезда (небесное тело, знаменитость, геометрическая фигура, морская, светлое пятно на лбу животного,
иголки (портняжная, сосновая, ежа,
резинка (для волос, жевательная, ластик, бельевая,
рама (конструкция, велосипедная, автомобильная, бог в индуизме, ,
ключ (гаечный, скрипичный, родник, от замка).
- Отлично. У вас все получилось. Это была последняя игра на сегодня.
- Спасибо за внимание, за хорошую работу. Надеюсь то, что вы сегодня узнали, пригодится вам в вашей работе