ЛЕРА Голубкина
Развитие познавательных отношений детей дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
В самом общем виде активность можно рассматривать как меру взаимодействия субъекта с окружающей действительностью.
Выделяют два простейших вида активности: адаптивный и продуктивный (А. М. Матюшкин). К продуктивным видам относится и выступает в качестве основания познавательная активность. Она рассматривается как «ориентировочно – исследовательская активность» (Запорожец, Соколова, как потребность во внешних впечатлениях (Божович, как творческая активность (Тихомиров).
Деятельность дошкольника зависит от внутренних и внешних условий присвоения им опыта, накопленного человечеством.
Публикация «Развитие познавательных отношений детей дошкольного возраста в процессе поисковой деятельности» размещена в разделах
Субъективную позицию ребёнка обеспечивает поисковая деятельность. Возможности и преимущества поисковой деятельности в работе с дошкольниками выделены в ряде исследований (Афанасьева, Венгер, Маневцова, Поддьяков, Постникова).
Общий уровень поисковой деятельности определяется уровнем её организации, смысловой направленностью, выбором объекта и содержания (Князева, Поддьяков, Тихомиров). Во многих исследованиях содержанием поисковой деятельности дошкольника являются различные объекты: природные явления (Куликова, Маневцова, математические понятия
(Ерофеева, физические категории (Абакелия, Фрейдкин, географические объекты (Каразану) и др.
Данное содержание дети не всегда могут подвергнуть практическим поисковым действиям без участия взрослого. Предполагается, что именно материалы предметного мира могут выступать содержанием поисковой деятельности, так как свойства и качества материала наглядно представлены перед детьми, их можно исследовать и проводить с ними опыты.
Исследования Дыбиной, Комаровой, Логиновой и др. показали, что дети старшего дошкольного возраста могут усвоить знания о материалах предметов, их качествах и свойствах. Это обеспечивает правильное использование предметов в быту, игре, труде, речевой и изобразительной деятельности.
Познавательная активность как психологическое образование, возникшее в результате присвоения и внутренней переработке познавательного опыта, представляет собой динамичную интегративную совокупность психических процессов, состояний и свойств, характеризующих когнитивную, эмоционально – чувственную, мотивационно – потребностную, поведенческо – волевую сферы личности старшего дошкольника, содержание и структура которых определяют его субъективные отношения к окружающей действительности и соответствующим образом проявляются в поведении и деятельности.
Процесс формирования познавательной активности детей старшего дошкольного возраста осуществляется в направлении обогащения и усложнения не только структурных, но и содержательных компонентов. При этом формирование одних, более сложных по структуре и содержанию показателей познавательной активности (проявление инициативности в поисковой деятельности, умение осуществлять поисковые действия мыслительного характера, умение организовать и осуществлять самостоятельную и целенаправленную, внутренне структурированную поисковую деятельность и др., предполагает сформированность других, менее сложных (проявление позитивного отношения к поисковой деятельности, длительность сохранения интереса, умение длительно и сосредоточенно работать, осуществлять поисковые действия практического характера и др.)
Организация поисковой деятельности с материалами предметного мира в педагогическом процессе дошкольных учреждений возможна, целесообразна и эффективна для развития познавательной активности детей.
В психолого – педагогических исследованиях содержание воспитательно – образовательной работы в условиях дошкольных образовательных учреждений на современном этапе направлено на формирование у детей необходимых элементарных представлений о мире, опыте социального общения, развития у детей творческой и познавательной активности, становление общечеловеческих ценностей (Л. Маневцова, Г. Кравцова, С. Новосёлова, Р. Буре и др.) В этой связи основное значение имеет поддержка и всемирное развитие качеств, специфических для дошкольного возраста. Таким образом, на современном этапе развития системы дошкольного образования главным ориентиром является обеспечение оптимальных педагогических условий для полноценного проживания ребёнком этого периода жизни.
Знания, накопленные механически, мертвы, то есть их нельзя использовать в новых условиях, например, в творческой деятельности, только опыт, наблюдение за объектами и их взаимосвязями благоприятно влияет на получение новых знаний и развивает самостоятельное мышление. Само участие ребёнка в каком – либо исследовании более важно для развития творческих способностей, нежели результат его деятельности.
Игры могут побуждать детей к высказыванию оригинальных идей и к принятию нестандартных решений. Иногда это приводит к противоречию со сторонниками других взглядов, к необходимости отстаивать свою точку зрения. Таким образом, ролевая игра способствует развитию творческого мышления. Проблема развития творческих способностей дошкольников определилась в педагогике, как результат смены образовательной парадигмы в России. Исследованиями учёных выделены психологические механизмы становления творческих способностей детей в возрасте 3 – 4 лет через разнообразные виды деятельности : изобразительные, речевые, трудовые.
Проблема творчества на современном этапе развития человеческого общества приобретает актуальность в связи с тем, что, по мнению многих современных философов, культурологов, психологов, в нынешнем времени завершается переход от традиционалистской культуры к культуре креативной. Без максимального использования творческих возможностей человечества невозможно решать сложные научные, технические, экологические и духовные проблемы современной цивилизации.
В законе Российской Федерации об образовании говорится, что образование это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.
Именно в дошкольном возрасте уникальным средством формирования важнейших сторон психологической жизни является эмоциональная сфера, образное мышление, формирование художественных и творческих способностей. В связи с этим главными образующими личности остаются воображение и основанное на нём творчество, произвольность в виде способности к самостоятельным поступкам, потребность ребёнка активно действовать в мире.
Таким образом, мы видим, что в процессе обучения детей поисковой деятельностью, необходимо учитывать их возрастные особенности и действовать согласно тому, в каком возрасте находится ребёнок и на каком уровне находится его познавательная активность.