Алина Орехова
Развитие познавательных интересов младших дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы в условиях
▼ Скачать + Заказать документы
Доклад
2 слайд
Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Актуальность детского экспериментирования обусловлена тем, что для развития личности дошкольника особое значение имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий. Большое значение детское экспериментирование имеет для развития познавательных интересов детей.
Публикация «Развитие познавательных интересов младших дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы в условиях» размещена в разделах
- Неживая природа
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Средняя группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
(3 слайд)
Объект исследования : развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: экспериментирование с объектами неживой природы как одно из условий развития познавательных интересов у старших дошкольников
(4 слайд)
Гипотеза: познавательное развитие дошкольника будет успешным при соблюдении следующих педагогических условий :
- будет разработана система экспериментов;
- будет организована и проведена НОД по изучению объектов неживой природы;
- будет создана предметно – развивающая среда для развития познавательных интересов детей;
- будет взаимодействие с родителями по развитию познавательных интересов детей;
(5 слайд)
Цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать, что экспериментирование как один из эффективных методов обучения, способствует развитию познавательных интересов у старших дошкольников.
(Слайд 6
Задачи исследования, которые мы ставим перед собой для достижения указанной цели
- изучение историко-логического анализа проблемы познавательного развития;
- рассматривание экспериментирования как средства познания окружающего мира;
- изучения опыта работы педагогов - практиковпоразвитию познавательных интересов старших дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы;
- описать организованную педагогическую деятельность по развитию познавательных интересов старших дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы.
(8 слайд
Николай Николаевич Поддъяков российский психолог выдвинул положение о том, что деятельность экспериментирования является ведущей в дошкольном возрасте и сделал следующий вывод о том, что детское экспериментирование является основой развития познавательных интересов.
Светлана Леонидовна Новоселова доктор психологических наук, считает, что в процессе экспериментирования у ребенка развивается наглядно-действенное мышление. Поисковые действия, которые стимулируются педагогом в процессе экспериментальной деятельности, направлены на познавательный результат, в этом их педагогическая ценность.
Сергей Васильевич Герасимов, советский живописец, педагог отмечает, что интерес, возникающий на этапе поисковой активности, связан с желанием узнать, а интерес следующего этапа - желание попробовать.
Ольга Витальевна Дыбина доктор педагогических наук, считает, что особое значение для развития познавательных интересов дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Существенную роль в этом направлении играет поисково-познавательная деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
(9слайд
Эксперимент- метод научного познания, при помощи которого исследуются явления реально – предметной действительности в определенных воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.
Экспериментирование – основной метод познания закономерностей и явлений окружающего мира.
Познавательный интерес – это направленность ребенка на окружаюий мир, которая характеризуется такими свойствами как желание познать предметы и явления окружающего мира
Объекты неживой природы - это то, что не создавал человек. Многие предметы, вещества (вода, песок и др.) обладают признаками, непосредственно воспринимаемыми при помощи органов чувств (цвет, величина, форма) и скрытыми, не поддающимися такому непосредственному восприятию (хрупкость, переход воды от одного состояния в другое и пр.
11 слайд
Подготовка к проведению запланированных экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем педагог выбирает объект, с которым знакомится заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваивает технику экспериментирования, если она не знакома педагогу.
Предлагая детям поставить опыт, педагог сообщает им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Дается время на обдумывание, и затем педагог привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы необходимо поощрять детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускать из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
(13 слайд)
Галина Павловна Мусенко, воспитатель МБДОУ д/cCказка, города Зерноград считает, что правильно организованная экспериментальная деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, а также способствует воспитанию любознательного, самостоятельного, успешного ребенка. Так же в своей практической деятельности она использует игровые обучающие ситуации (ИОС) :
• с игрушками-аналогами (пластиковые елочки, грибочки, фрукты и овощи, фигурки рыб и животных или картинки, которые сравниваются с живыми объектами,
• -с литературными персонажами (герои сказок приходят к детям и участвуют в самых различных мероприятиях, могут выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или, наоборот, ничего не знающего наивного простака).
• Благодаря ИОС дети более активней принимают участие в предложенных экспериментах.
14 слайд
В своей практике Ирина Васильевна использует следующие разделы В разделе экспериментального уголка «Кладовая гномика-самоцветика» созданы все условия для проведения первых опытов и экспериментов.
В разделе «Юный почвовед» ребята становятся настоящими исследователями почвы. Они изучают, для чего почва нужна человеку и растениям, как ее сделать мягкой и плодородной.
В разделе «Капелька» дети с удовольствием экспериментируют с водой.
В разделе «Юный географ» ребята учатся ориентироваться по карте, измерять расстояние с помощью курвиметра, пользоваться компасом.
В разделе «Юный геолог» большое внимание уделяется экспериментам с камнями. Они с большим интересом проводят эксперименты, изучают их свойства и значение в жизни человека.
15 слайд
Исследовательская деятельность была проведена на базе МБДОУ д/с «Радуга» г. Зернограда, в старшей группе «Звёздочки».
16 слайд
На первом этапе опытно –педагогической работы проводилось выявление уровня сформированности познавательных интересов старших дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы в условиях ДОО. Беседуя с воспитателем группы Лысенко Т. А., мы отметили, что действительно, наши наблюдения совпадают с результатами её наблюдений.
(17слайд
Для выявления уровня развития познавательных интересов старших дошкольников в процессе экспериментирования с объектами неживой природы в условиях ДОО мы провели диагностическую работу. Автором диагностик является Л. Н. Прохорова.
«Что мне интересно?»
Цель диагностики: выявить интерес детей к экспериментированию, определить наиболее привлекательные предметы для них.
18 слайд
По результатам диагностики, мы отметили, что 6 человек имеют высокий уровень развития познавательных интересов в процессе экспериментирования, 10 человек имеют средний уровень,3 человека имеют низкий уровень.
19 слайд
Для повышения уровня познавательных интересов старших дошкольников нами был разработан план. В соответствии с методическими рекомендациями Г. П. Тутушева, А. Е. Чистякова нами разработана следующая система опытов: о магните, о зеркале, о воде и о воздухе. Опыты проводились еженедельно по понедельникам, средам и пятницам. А также по четвергам опыты мы включали в непосредственно – образовательную деятельность по ознакомлению с объектами неживой природы. По понедельникам после проведения опыта мы помещали информацию в уголок о свойствах объектов. По пятницам мы привлекали внимание родителей к развитию познавательных интересов детей с помощью экспериментирования. Раздавали им буклеты, в которых были предложены опыты, которые они могут проводить вместе с детьми дома.
20 слайд
На слайде представлены темы НОД, которые мы проводили с детьми.
На занятии по ознакомлению с объектами неживой природы по теме Путиествие в страну зеркал мы вместе с детьми отправились в сказочную страну Зазеркалье, где они выполняли такие задания, как: отгадывание загадок, найти предметы, в которых видно свое отражение, ловили зайчиков с помощью зеркала.
21 слайд
В первую неделю практики мы проводили эксперименты с магнитами, в результате которых шел процесс познавательного развития детей. Дети узнали о свойствах магнита. Больше всего детям понравился эксперимент Разборчивый гусь. В начале эксперимента для них было загадкой, почему гусь наклоняется именно к варенью, а не к молоку. Они сначала не могли понять почему так происходит. Но потом вспомнили о свойствах магнита и сделали самостоятельно вывод о том, что один магнит был прикреплен к гусю, а другой спрятан в варенье.
На третьей неделе мы провели эксперименты с водой. В результате экспериментирования познакомили детей со свойствами воды. Во время экспериментов детям удавалось без моей помощи отвечать на вопросы и делать выводы о свойствах воды. Так из опытов с водой они узнали, что она принимает любую форму, цвет, испаряется, замерзает, не имеет цвета и запаха
22 слайд
Развитию познавательных интересов детей способствовала предметно – развивающая среда в группе. В группе был уголок экспериментирования. Здесь в уголке экспериментирования мы хранили материалы для экспериментов.
Краски мы использовали для опыта с водой. Мы рассмотрели воду и выявили, что она прозрачная и если в воду положить какой – либо предмет мы увидим его. Далее мы окрасили воду в различные цвета и увидели, что при окрашивании воды предмета не видно.
Стакан с трубочкой мы использовали для того чтобы понять, что мы выдыхаем воздух, который внутри нас и благодаря нему появляются пузырьки в стакане.
23 слайд
Каждый понедельник по результатам экспериментирования в предметно – развивающей среде группы появлялась информация для развития познавательного интереса детей, которая включала в себя теоретические знания о свойствах магнита, зеркала, воды и воздуха.
24 слайд
. Нами были разработаны буклеты для родителей по развитию познавательных интересов старших дошкольников с объектами неживой природы. Родители с удовольствием принимали буклеты, им было интересно поэкспериментировать с предложенными объектами. В начале каждой недели, я спрашивала у родителей какие эксперименты они проводили и было ли интересно им и их детям. Большинство родителей действительно проводили предложенные нами эксперименты и им вместе с детьми очень нравилось.
25 слайд
На заключительном этапе мы повторно провели с детьми диагностику. Если на первом этапе мы видели низкую активность детей в познании объектов неживой природы, то при повторном исследовании мы увидели существенное различие. По результатам анализа диагностики видно, что уровень познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста стал выше.
26 слайд
В ходе проделанной работы, я сделала вывод, что одним из главных педагогических условий познавательного развития детей является экспериментирование.