Дарья Белосохова
Речевое развитие обучающихся школы, включая уровень дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы
Речевое развитие обучающихся школы, включая уровень дошкольного образования
Актуальность. В настоящее время не только для России, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в речевом развитии.
В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной системы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.
Публикация «Речевое развитие обучающихся школы, включая уровень дошкольного образования» размещена в разделах
К 6-7 годам у ребёнка сформирована готовность связно говорить на определённые темы, однако без специального обучения большинство детей не овладевают в должной мере речью. Для успешного освоения учебного материала большей части учащихся необходимы специальные задания и упражнения по развитию речи. Важно не только успешное написание сочинений и изложений, но и такое речевое развитие, которое «определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимым в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития». Это ещё раз доказывает, что развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства
Развитие речи – та необходимая составная часть содержания и то звено, которое органично связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути создания системы занятий по речевому развитию на всех ступенях обучения. Языковые знания – залог культуры речи. Нормирование речи младших школьников является первостепенной задачей начального обучения русскому языку. Вместе с тем, уже в начальной школе есть возможность решать задачу более высокого уровня : учить детей находить для своих мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически. Выражение эмоций присуще в той или иной мере всем категориям и элементам языка, и показам этого свойства начинается воспитание чувства языка у учащихся.
Развитие речи детей даёт ключ к успеху, ведь дети учатся выражать свои мысли. Анализ школьных программ показал, что содержание работы по речевому развитию недостаточно.
Цель: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей на всех ступенях обучения.
Задачи:
- создание единого речевого пространства всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;
- коррекция звукопроизношения и развитие всех компонентов речи и неречевых средств общения;
- развитие речевого творчества;
- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;
- развитие речевой активности учащихся;
- обучение выбору точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств;
- обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;
- совершенствование коммуникативных умений учащихся;
- обучение навыкам культуры речи;
- развитие познавательной самостоятельности (умение самостоятельно пользоваться справочным материалом, планировать свою деятельность);
- активизация речевой и мыслительной деятельности;
- развитие способностей к самооценке и самоконтролю.
Участники проекта: обучающиеся школы, включая уровень дошкольного образования.
Этапы развития проекта :
1 этап проекта – педагогический мониторинг, сотрудничество с педагогами и родителями.
Этап направлен на:
- выявление уровня сформированности речи обучающихся, зоны его ближайшего развития;
- активизацию позиции родителей и педагогов по вопросам формирования правильной речи и повышения компетентности по разделам развития речи.
2 этап – включает два блока :
-обучающе-развивающий, включает работу по коррекции и развитию речи, речевых и неречевых навыков общения, обучению грамоте.
– творческий, обеспечивает развития творческих способностей детей.
3 этап – два блока:
- мониторинг речевого развития детей;
- целенаправленная работа воспитателей и педагогов школы, направленная на речевое развитие обучающихся, используя метапредметные связи, на всех ступенях обучения.
Таким образом, развитие речи – одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве и должно рассматриваться как общая проблема воспитания.
План работы по реализации проекта
№
п/п Мероприятие
Категория участников Сроки
выполнения
Работа с детьми
1
Работа с педагогами
Составление маршрута обучения.
Воспитатели, учителя словесники Сентябрь
Работа с родителями
Анкетирование родителей по проблеме
Воспитатели, классные руководители
Работа с обучающимися Мониторинг уровня речевого развития и развития неречевых навыков общения. Воспитатели, классные руководители
2 Работа с педагогами Семинар «Речь как средство общения и культуры»
Учителя русского языка и литературы Октябрь
Работа с родителями Родительское собрание :
Речевое развитие обучающихся как важнейшая часть образовательного процесса на всех этапах обучения. зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники
Работа с обучающимися Фронтальная и индивидуальная работа по развитию речи на всех ступенях обучения в урочной и внеурочной деятельности зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, учителя-предметники В течении года
3 Работа с педагогами Анализ работы педагога «Создание развивающей среды по речевому развитию на занятиях» Воспитатели, учителя-предметники Ноябрь
Работа с родителями Лекторий «Речевой этикет в семье» Воспитатели, классные руководители.
Работа с обучающимися Знакомство
с интерактивными играми зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, учителя-предметники
4 Работа с педагогами Консультация «Развитие фонематического восприятия» Учителя русского языка и литературы декабрь
Работа с родителями «День открытых дверей» Все педагоги
Работа с обучающимися Знакомство
с пословицами, поговорками. Воспитатели, учителя начальных классов
5 Работа с педагогами Всероссийский конкурс «Живая классика», конкурс ораторского мастерства зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники Январь
Работа с родителями Семинар-практикум «Что нужно знать при разучивании стихов» воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники
Работа с обучающимися Развитие навыков правильной речи воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники
6 Работа с педагогами Метапредметные связи при подготовке обучающихся 9 класса к итоговому собеседованию по русскому языку зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники Февраль
Работа с родителями Организация в школьной библиотеке выставки методической и педагогической литературы по развитию речи и формированию общения, выделение зоны медиатеки зам. директора по УВР, библиотнкарь
Работа с обучающимися Развитие словарного запаса зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, библиотекарь
7 Работа с педагогами Анкетирование «Анализ работы по развитию речевой деятельности обучающихся в период реализации проекта» Зам. директора по УВР Март
Работа с родителями Беседа, практические рекомендации «Речевая деятельность» зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники
Работа с обучающимися День театра зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, классные руководители
8 Работа с педагогами Тематическая неделя «Речевая деятельность обучающихся» (в рамках проекта) Участники образовательного процесса Апрель
Работа с родителями
Работа с детьми
Положительный результат данного проекта будет достигнут при объединении всех участников образовательного процесса.
Итак, центральное место в успешности обучающегося занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.
Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальных классах. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники усваивают много специальных слов, книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной.
И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь дошкольников, младших школьников, обучающихся среднего звена – детей того возрастного периода, когда они ещё обладают способностями к "впитыванию" речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.
Литература.
1. Ванюхина Р. Речецветик. - Екатеринбург, 1993.
2. Волина В. В. Русский язык. - Екатеринбург, 1996.
3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. - Москва, 1987.
4. Александрович И. Ф. Занимательная грамматика. - Минск, 1965.
5. Введенская Л. А. Что не звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. - Москва, 1996.
6. Ренинг Н. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1976.
7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - Москва, 1986.
8. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. - Москва, 2001.
9. Успенская Л. Г., Успенский М. Б. Учить говорить правильно. - Москва, 1973.
10. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - Москва, 1996.
11. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. - Ярославль, 1998.
12. Афанасьев П. О. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. – М. : Просвещение – 1991 – с. 125-127, 151-157, 222-227.
13. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. // Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе : пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. - М. : Просвещение, 1991 – с. 39-53.
14. Головнева Н. Я., Ильина М. Н., 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе. СПб. : Дельта, 2000. – 320с., ил.
15. Дидактические игры и занимательные упражнения в начальных классах на уроках русского языка и математики – Саранск: МГУ имени Н. П. Огарёва – 1990 – с. 1-3, 6-8.
16. Жинкин Н. И. Коммуникативная система и развитие речи в школе. – В кн. : Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. М., 1969, с. 104.
17. Журжина Т. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс Пособие для учащихся 4-летней школы – м. : Просвещение, 1987 – с. 108-114.
18. Кувашова Н. Г. Сочинения для учащихся 1-4 классов. – Волгоград: Учитель, 2003.- 47с.
19. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся – М. : Просвещение – 1975 – 256 с.
20. Львов М. Р. Методологические основы методики развития речи учащихся/ Проблемы развития речи учащихся начальных классов. : Межвуз. сб. науч. гр. – М. : МГПИ им. В. И. Ленина – 1985. – с. 3-14.
21. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся : Пособие для студентов пединститута: Вып. 1- М – 1978 – 82 с.
22. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников- М. : Просвещение – 1985 – 176с.
23. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Просвещение – 1980 – 240 с.
24. Печкурова О. В. Современные уроки развития речи. 2 класс. – Ростов н/ Д:изд-во «Феникс», 2003. – 320с.
25. Речевые секреты : Книга для учителя/Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Просвещение – 1992 – 144 с.
26. Речевые уроки : Книга для учителя/Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Просвещение – 159 с.
27. Речь. Речь. Речь. : Книга для учителя/ Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Педагогика – 1990 – 336 с.
28. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов учебных заведений/Под редакцией Соловейчик М. С. – М. : Просвещение – 1993 – с. 3-6, 10-13, 18-22, 191-205, 223-372.
29. Соловейчик М. С. Первые шаги в изучении языка и речи – М. : Московский психолого-социальный институт. Издательство "Флинта" – 2000 – с. 3-34, 97-99.
30. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. – М. : Просвещение – 1991 – с. 127-128, 202-204.