Папки-передвижки

Речевое развитие обучающихся школы, включая уровень дошкольного образования

Дарья Белосохова
Речевое развитие обучающихся школы, включая уровень дошкольного образования
▼ Скачать + Заказать документы

Речевое развитие обучающихся школы, включая уровень дошкольного образования

Актуальность. В настоящее время не только для России, но и для стран всего мира характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения в речевом развитии.

В современных условиях, когда объем необходимых человеку и обществу знаний быстро возрастает, уже нельзя ограничиваться лишь освоением определенной системы знаний: важно развить у учащихся потребность и умение постоянно пополнять свои знания и умения, ориентироваться в стремительном потоке информации. Одно из решающих условий этой задачи - хорошо развитая речь каждого человека общества.

Публикация «Речевое развитие обучающихся школы, включая уровень дошкольного образования» размещена в разделах

К 6-7 годам у ребёнка сформирована готовность связно говорить на определённые темы, однако без специального обучения большинство детей не овладевают в должной мере речью. Для успешного освоения учебного материала большей части учащихся необходимы специальные задания и упражнения по развитию речи. Важно не только успешное написание сочинений и изложений, но и такое речевое развитие, которое «определяет результативность усвоения других школьных дисциплин, создаёт предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимым в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития». Это ещё раз доказывает, что развитие речи ребёнка не стихийный процесс. Оно требует постоянного педагогического руководства

Развитие речи – та необходимая составная часть содержания и то звено, которое органично связывает все части начального курса родного языка и объединяет их в единый учебный предмет – русский язык. Наличие этого связующего звена открывает реальные пути создания системы занятий по речевому развитию на всех ступенях обучения. Языковые знания – залог культуры речи. Нормирование речи младших школьников является первостепенной задачей начального обучения русскому языку. Вместе с тем, уже в начальной школе есть возможность решать задачу более высокого уровня : учить детей находить для своих мыслей наиболее совершенную форму выражения, осознавать язык эстетически. Выражение эмоций присуще в той или иной мере всем категориям и элементам языка, и показам этого свойства начинается воспитание чувства языка у учащихся.

Развитие речи детей даёт ключ к успеху, ведь дети учатся выражать свои мысли. Анализ школьных программ показал, что содержание работы по речевому развитию недостаточно.

Цель: поиск эффективных приемов повышения качества речевого развития детей на всех ступенях обучения.

Задачи:

- создание единого речевого пространства всеми участниками воспитательно-образовательного процесса;

- коррекция звукопроизношения и развитие всех компонентов речи и неречевых средств общения;

- развитие речевого творчества;

- формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте;

- развитие речевой активности учащихся;

- обучение выбору точных, выразительных, адекватных речевой ситуации языковых средств;

- обучение нормам языка и целесообразному, уместному применению его в зависимости от речевой ситуации, от смысла и стиля высказывания;

- совершенствование коммуникативных умений учащихся;

- обучение навыкам культуры речи;

- развитие познавательной самостоятельности (умение самостоятельно пользоваться справочным материалом, планировать свою деятельность);

- активизация речевой и мыслительной деятельности;

- развитие способностей к самооценке и самоконтролю.

Участники проекта: обучающиеся школы, включая уровень дошкольного образования.

Этапы развития проекта :

1 этап проекта – педагогический мониторинг, сотрудничество с педагогами и родителями.

Этап направлен на:

- выявление уровня сформированности речи обучающихся, зоны его ближайшего развития;

- активизацию позиции родителей и педагогов по вопросам формирования правильной речи и повышения компетентности по разделам развития речи.

2 этап – включает два блока :

-обучающе-развивающий, включает работу по коррекции и развитию речи, речевых и неречевых навыков общения, обучению грамоте.

– творческий, обеспечивает развития творческих способностей детей.

3 этап – два блока:

- мониторинг речевого развития детей;

- целенаправленная работа воспитателей и педагогов школы, направленная на речевое развитие обучающихся, используя метапредметные связи, на всех ступенях обучения.

Таким образом, развитие речи – одно из важнейших приобретений ребенка в дошкольном детстве и должно рассматриваться как общая проблема воспитания.

План работы по реализации проекта

п/п Мероприятие

Категория участников Сроки

выполнения

Работа с детьми

1

Работа с педагогами

Составление маршрута обучения.

Воспитатели, учителя словесники Сентябрь

Работа с родителями

Анкетирование родителей по проблеме

Воспитатели, классные руководители

Работа с обучающимися Мониторинг уровня речевого развития и развития неречевых навыков общения. Воспитатели, классные руководители

2 Работа с педагогами Семинар «Речь как средство общения и культуры»

Учителя русского языка и литературы Октябрь

Работа с родителями Родительское собрание :

Речевое развитие обучающихся как важнейшая часть образовательного процесса на всех этапах обучения. зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники

Работа с обучающимися Фронтальная и индивидуальная работа по развитию речи на всех ступенях обучения в урочной и внеурочной деятельности зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, учителя-предметники В течении года

3 Работа с педагогами Анализ работы педагога «Создание развивающей среды по речевому развитию на занятиях» Воспитатели, учителя-предметники Ноябрь

Работа с родителями Лекторий «Речевой этикет в семье» Воспитатели, классные руководители.

Работа с обучающимися Знакомство

с интерактивными играми зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, учителя-предметники

4 Работа с педагогами Консультация «Развитие фонематического восприятия» Учителя русского языка и литературы декабрь

Работа с родителями «День открытых дверей» Все педагоги

Работа с обучающимися Знакомство

с пословицами, поговорками. Воспитатели, учителя начальных классов

5 Работа с педагогами Всероссийский конкурс «Живая классика», конкурс ораторского мастерства зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники Январь

Работа с родителями Семинар-практикум «Что нужно знать при разучивании стихов» воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники

Работа с обучающимися Развитие навыков правильной речи воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники

6 Работа с педагогами Метапредметные связи при подготовке обучающихся 9 класса к итоговому собеседованию по русскому языку зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники Февраль

Работа с родителями Организация в школьной библиотеке выставки методической и педагогической литературы по развитию речи и формированию общения, выделение зоны медиатеки зам. директора по УВР, библиотнкарь

Работа с обучающимися Развитие словарного запаса зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, библиотекарь

7 Работа с педагогами Анкетирование «Анализ работы по развитию речевой деятельности обучающихся в период реализации проекта» Зам. директора по УВР Март

Работа с родителями Беседа, практические рекомендации «Речевая деятельность» зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники

Работа с обучающимися День театра зам. директора по УВР, воспитатели, учителя начальных классов, учителя-словесники, классные руководители

8 Работа с педагогами Тематическая неделя «Речевая деятельность обучающихся» (в рамках проекта) Участники образовательного процесса Апрель

Работа с родителями

Работа с детьми

Положительный результат данного проекта будет достигнут при объединении всех участников образовательного процесса.

Итак, центральное место в успешности обучающегося занимает развитие речи, так как, развивая речь, человек активно развивает мышление, чувства, получает навыки полноценного общения.

Наиболее актуальна работа по развитию речи в начальных классах. В школу приходят дети 6-7 лет, которые употребляют от 3 до 5 тысяч слов и практически владеют грамматикой родного языка, то есть правильно склоняют и спрягают слова, строят предложения. Начиная постигать основы наук, школьники усваивают много специальных слов, книжные конструкции – овладевают учебно-научным стилем речи. Однако развитие их связной речи тормозится: речь детей становится менее раскованной и эмоциональной, более трафаретной.

И чем раньше мы начнём развивать у детей уникальный дар слова, тем скорее добьемся желаемых результатов. А для этого необходимо развивать речь дошкольников, младших школьников, обучающихся среднего звена – детей того возрастного периода, когда они ещё обладают способностями к "впитыванию" речи и у них уже сформирована готовность к овладению разновидностями связной речи.

Литература.

1. Ванюхина Р. Речецветик. - Екатеринбург, 1993.

2. Волина В. В. Русский язык. - Екатеринбург, 1996.

3. Белобрыкина О. А. Речь и общение. - Москва, 1987.

4. Александрович И. Ф. Занимательная грамматика. - Минск, 1965.

5. Введенская Л. А. Что не звук, то и подарок: Рассказы о звучащей речи. - Москва, 1996.

6. Ренинг Н. Г., Герман Н. А. Воспитание у дошкольников правильной речи. - Чебоксары, 1976.

7. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - Москва, 1986.

8. Пожиленко Е. А. Волшебный мир звуков и слов. - Москва, 2001.

9. Успенская Л. Г., Успенский М. Б. Учить говорить правильно. - Москва, 1973.

10. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. - Москва, 1996.

11. Калмыкова И. Р. Таинственный мир звуков. - Ярославль, 1998.

12. Афанасьев П. О. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. – М. : Просвещение – 1991 – с. 125-127, 151-157, 222-227.

13. Буслаев Ф. И. О преподавании отечественного языка. // Хрестоматия по методике русского языка: Организация учебного процесса по русскому языку в школе : пособие для учителя/ Авторы-составители: Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. - М. : Просвещение, 1991 – с. 39-53.

14. Головнева Н. Я., Ильина М. Н., 365 проверочных заданий и упражнений для подготовки к школе. СПб. : Дельта, 2000. – 320с., ил.

15. Дидактические игры и занимательные упражнения в начальных классах на уроках русского языка и математики – Саранск: МГУ имени Н. П. Огарёва – 1990 – с. 1-3, 6-8.

16. Жинкин Н. И. Коммуникативная система и развитие речи в школе. – В кн. : Проблемы совершенствования содержания и методов обучения русскому языку. М., 1969, с. 104.

17. Журжина Т. В., Костромина Н. В. Дидактический материал по русскому языку: 2 класс Пособие для учащихся 4-летней школы – м. : Просвещение, 1987 – с. 108-114.

18. Кувашова Н. Г. Сочинения для учащихся 1-4 классов. – Волгоград: Учитель, 2003.- 47с.

19. Ладыженская Т. А. Система работы по развитию связной речи учащихся – М. : Просвещение – 1975 – 256 с.

20. Львов М. Р. Методологические основы методики развития речи учащихся/ Проблемы развития речи учащихся начальных классов. : Межвуз. сб. науч. гр. – М. : МГПИ им. В. И. Ленина – 1985. – с. 3-14.

21. Львов М. Р. Тенденции развития речи учащихся : Пособие для студентов пединститута: Вып. 1- М – 1978 – 82 с.

22. Львов М. Р. Методика развития речи младших школьников- М. : Просвещение – 1985 – 176с.

23. Методика развития речи на уроках русского языка: Пособие для учителей/Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Просвещение – 1980 – 240 с.

24. Печкурова О. В. Современные уроки развития речи. 2 класс. – Ростов н/ Д:изд-во «Феникс», 2003. – 320с.

25. Речевые секреты : Книга для учителя/Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Просвещение – 1992 – 144 с.

26. Речевые уроки : Книга для учителя/Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Просвещение – 159 с.

27. Речь. Речь. Речь. : Книга для учителя/ Под редакцией Ладыженской Т. А. – М. : Педагогика – 1990 – 336 с.

28. Русский язык в начальных классах. Теория и практика обучения. Учебное пособие для студентов учебных заведений/Под редакцией Соловейчик М. С. – М. : Просвещение – 1993 – с. 3-6, 10-13, 18-22, 191-205, 223-372.

29. Соловейчик М. С. Первые шаги в изучении языка и речи – М. : Московский психолого-социальный институт. Издательство "Флинта" – 2000 – с. 3-34, 97-99.

30. Текучев А. В. Методика русского языка в средней школе// Хрестоматия по методике русского языка; Организация учебного процесса по русскому языку в школе; Пособие для учителя/ Авторы-составители Панов Б. Т., Яковлева Л. Б. – М. : Просвещение – 1991 – с. 127-128, 202-204.

Публикации по теме:

Познавательно-речевое развитие дошкольного возраста Педсовет январь 2017. Доклад на тему: «Познавательно речевое развитие дошкольного возраста». Дошкольное образовательное учреждение – первое.

Анализ основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» в соответствии с ФГОС Примерная Программа «От рождения до школы» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Анализ программы «От рождения до школы» на основе ФГОС дошкольного образования Анализ программы «От рождения до школы» на основе Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Примерная.

Дошкольный уровень образования. Использование упражнений речедвигательной ритмики на логопедических занятияхДошкольный уровень образования. Использование упражнений речедвигательной ритмики на логопедических занятиях На фото представлены фронтальные логопедические занятия с включением упражнений речедвигательной ритмики. Как учителю-логопеду, хочется.

Презентация «Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» При разработке Программы авторы опирались на лучшие традиции отечественного дошкольного образования, его фундаментальность: комплексное.

Отчет о работе по программе дошкольного образования «От рождения до школы» в подготовительной группе В 2017-2018 гг. в нашей группе воспитывалось 23 ребёнка. Все дети освоили программу дошкольного образования Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,.

Положение о порядке ведения и проверке тетрадей и контрольных работ обучающихся начальной школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Начальная школа – детский сад поселка Пустоши» Шатурского муниципального района.

Поздравительная открытка к 23 февраля, выполненная ученицей специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ОВЗПоздравительная открытка к 23 февраля, выполненная ученицей специальной (коррекционной) школы для обучающихся с ОВЗ IMG]/upload/blogs/detsad-1528903-1528404555.jpg[/IMG] Цель: Выполнить поздравительную открытку к 23 февраля. Задачи: 1. Формировать.

Программа летнего лагеря с экологическим профилем для обучающихся 7–11 лет на базе школы ПРОГРАММА лагеря с дневным пребыванием детей на базе МБОУ «НШДС» д. Новикбож «МАЛИНКИ» Профиль лагеря - экологический Срок реализации –.

Консультация «Психологическое здоровье обучающихся начальной школы» Психологическое здоровье обучающихся начальной школы. Здоровье человека, а значит и ребенка – это физическое, душевное и социальное благополучие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Речевое развитие обучающихся школы, включая уровень дошкольного образования
Опубликовано: 24 сентября 2018 в 10:39
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Речевое развитие обучающихся школы, включая уровень дошкольного образования» (включая файлы) размещена пользователем Дарья Белосохова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД