Анастасия Карри
Развитие познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Лист динамики развития
Развитие личностных УУД
1. Формирование учебной мотивации. Равномерность сторон эмоционально - волевой и интеллектуальных сфер; высокий уровень мотивации познавательной деятельности, организованность, целенаправленность; сформированность основных умений и навыков;
Ведущая деятельность – учебная (не игра).
2. Расширение представлений об окружающей действительности, нравственно-этическая ориентация.
Публикация «Развитие познавательной деятельности у младших школьников с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Представления об окружающем мире, основанных на запечатленных в сознании образах восприятия и воображения, подвергшихся осмыслению и определенным образом структурированных; нравственных чувств – чувство долга, совесть, вера, ответственность, патриотизм; нравственный облик - воспитание терпения, милосердия; способность различать добро и зло; проявления послушания, доброй воли.
3. Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Взаимозависимость членов группы, распределенных внутригрупповых ролей, функций, общих ресурсов. Каждый участник группы отвечает за собственные успехи и успехи товарищей. Совместная учебно-познавательная, творческая или другая деятельность в группе на основе взаимной помощи.
4. Восприятие пространства и времени. Формирование и закрепление понятий о движении времени, его периодичности, сменяемости. Представления о последовательности дней недели, времен года, месяцев; об изменении времени: семь суток составляют неделю, двенадцать месяцев – год. Сформированность пониманий временных отношений: сначала, потом, до, после, раньше, позже, в одно и то же время; уметь пользоваться этими понятиями в жизни. Употребление различных предлогов и предложно-падежных конструкций. Представления о собственном лице, теле.
Развитие регулятивных УУД
1. Понимание инструкции, целеполагание, планирование. Важно установить, воспринимает ли ребенок инструкцию и делает ли попытки ее понять. Важно выявить, какого типа инструкция понятна детям: устная; устная, сопровождаемая наглядным показом, безречевая; инструкция, которая сопровождается совместной деятельностью с ребенком. Нормотипичные дети выполняют доступные их возрасту задания по устной инструкции. Наши дети выполняют задания в основном по инструкции, сопровождаемой наглядным показом.
2. Навык самоконтроля и контроля деятельности. Умение перед началом работы спланировать ее; умение переходить от работы от одного вида работы к другому; умение самостоятельно составлять системы проверочных заданий.
3. Развитие мелкой моторики и графомоторных навыков. В это понятие входит контроль силы и быстроты движений кисти и пальцев; зрительное восприятие, пространственная ориентация, ориентировка в двумерном пространстве (в тетради).
4. Саморегуляция и оценка учебно-познавательной деятельности. Изучение предмета (предметная деятельность) и учебная деятельность, осуществляемая с целью усвоения умений выполнять определенные учебные действия. Знание и применение способов получения, переработки, хранения и передачи информации.
Развитие познавательных УУД
1. Развитие перцептивно-гностических функций. Важное значение имеют точность, полнота восприятия, количество и качество образов-представлений субъекта, умение вычленять существенные признаки предметов, расширение связей предметно-образной и речевой сферы, использование образа для решения мнестических, мыслительных задач.
2. Постановка и решение проблемы. Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой ребёнок хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать.
3. Знаково-символические действия. К ним относят передача и прием информации, умение использовать наглядные модели, чертежи и схемы, и другое; схематизация;
моделирование выделение и отображение существенных признаков объекта с помощью оперирования знаково- символическими средствами.
4. Логические действия. Способность и умение производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др., а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение).
5. Понимание причинно-следственных связей, способность к прогнозированию. Это связь между явлениями, при котором одно явление, является причиной, при наличии определенных условий порождает другое явление – следствие. Рассуждение - вид мыслительной деятельности, в котором одна мысль последовательно выводится из другой, одни суждения из других. Умозаключение - вид рассуждения, в котором из уже известных суждений по правилам формальной логики выводятся еще не известные суждения
Доказательство – прием умственной деятельности, состоящий в обосновании определенного положения путем приведения суждений, истинность которых несомненна
Развитие коммуникативных УУД
1. Умение вести диалог. Это форма устного или письменного обмена высказываниями между двумя и более людьми. Диалог подразумевает наличие вопроса одного человека и ответа другого человека. Уметь излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру.
2. Совместное выполнение деятельности : со взрослым; со сверстниками. Совместная деятельность реализуется через организацию различных видов деятельности.
3. Умение выражать свои мысли в соответствии с учебной задачей, условиями коммуникации. Потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; приемлемое (т. е. не негативное, а желательно эмоционально позитивное) отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.
4. Развитие повествовательно-описательной устной речи. Составление развернутого рассказа, выделение основно мысли повествования, определение логики и последовательности в изложении событий. Умение самостоятельно составлять описание или повествование, указывать место и время действия, придумывать события, предшествующие как изображенным, так и последующим за ним.