Масалова Светлана Валерьевна
Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций
▼ Скачать + Заказать документы
В наше сложное противоречивое время особенно остро стоит вопрос: "Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания ему дать в дорогу?" Осмысление этого вопроса должно происходить через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
Публикация «Развитие познавательной деятельности детей дошкольного возраста через решение проблемных ситуаций» размещена в разделах
Поэтому воспитание свободного уверенного в себе человека, стремящегося творчески подходить к решению различных сложных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его, является одной из главных задач дошкольного образовательного учреждения согласно ФГОС.
В связи с этим технология проблемного обучения является наиболее эффективной и актуальной. Каждому человеку от рождения присуща потребность в новых впечатлениях. В основе любой деятельности дошкольника лежит его познавательная активность. Ребенок, играя, экспериментирует, пытается установить причинно-следственные связи и зависимость. У него возникает множество вопросов по поводу явлений окружающей жизни. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное "зачем?", "как?", "почему?"
Решение познавательных задач вместе со взрослыми и сверстниками – путь к развитию способности сомневаться, критически мыслить - поэтому необходимо ребенка "учить сомневаться". Дошкольники могут подвергнуть сомнению не сами знания воспитателя, или правильность их высказывания. Ребенка нужно научить сомневаться в истинности знаний как таковых, в средствах их добывания.
Например, металлические предметы тонут, но ребенок видит: корабль из металла не тонет. Почему? При организации соответствующих опытов дошкольники могут поразмышлять над этим вопросом.
В педагогической литературе такой путь называется проблемным обучением. Говорить о проблемном обучении никогда не рано. Оно предполагает творческое (а не воспроизводственное) мышление. Дети дошкольного возраста обладают рядом преимуществ по сравнению с детьми более старшего возраста.
Главная задача первых шагов по использованию проблемных ситуаций в образовательном процессе – научить детей находить свое решение, проявить творческую фантазию, придумать что – то новое. Воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и детям предоставляет возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
Основа проблемного обучения - вопросы и задания, предлагаемые детям, которые побуждают детей к сравнению, к установлению сходства и различия. Благодаря сравнению ребенок лучше познает окружающую природу, выделяет в предмете новые качества, свойства, и это дает возможность взглянуть по-новому на то, что казалось хорошо знакомым.
При создании проблемной ситуации прослеживается следующий алгоритм:
находим противоречие; осознаём проблему, хотим её разрешить; ищем решение, выдвигаем гипотезу; находим решение, что вызывает радость и восторг; проверяем правильность решения.
Среди проблемных вопросов особое место занимают те, которые побуждают вскрыть противоречие между вновь получаемыми знаниями и сложившимся опытом. Для этого дети должны пересмотреть свои прежние представления, перестроить их на новый лад.
Активизируют мышление детей вопросы, которые побуждают искать ответ в воображаемом плане. Так, на зимней прогулке воспитатель предлагает подумать, как изменились бы игры детей, если бы стоял летний день? Или как бы изменилась окружающая природа (деревья, кустарники) в зависимости от времени года?
Проблемные ситуации подбираются в соответствии с программой и временем года: «Как играть в песочек, если нет совочка?», «Зима - а снега нет». Дети: можно привезти снег, хоть целый вагон; нарезать много снежинок из бумаги, настелить вату. и др.
Сказочные ситуации я беру из знакомых ребятам сказок: «Как Колобку не попасть на нос Лисе?», из стихотворений А. Барто «Как под дождем не промокнуть зайке?» и др.
Для поддержания интереса детей к познавательной деятельности использую сюрпризные моменты, «секреты» и т. д.
Занятия можно проводить в форме свободного общения в виде диалога, в котором играю направляющую и организационную роль. Проблемная ситуация может быть использована в начале занятия в виде постановки вопроса или в середине его, стремясь поддержать у детей интерес к новой теме. В конце занятия обязательно подвожу итоги для того, чтобы обучить детей навыкам анализа (Что было самым интересным? Что осталось непонятным) Создавая проблемные ситуации, я побуждаю детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаю не бояться допускать ошибки.
Если ребенок задает вопрос, не даю тут же готовый ответ. Наоборот, спрашиваю его, что он сам об этом думает. Приглашаю его к рассуждению. И наводящими вопросами подвожу к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
Большое внимание уделяю тому, чтобы проблемная ситуация была понятной, следовательно, она должна вызывать интерес. Она должна мотивировать ребенка на поиск ответа, однако трудность должна быть доступной, преодолимой для ребенка. Проблемная задача должна быть направлена на поиск смысла происходящих изменений: означает побуждение ребенка к эмоциональной познавательной деятельности.
Считаю очень важным правильно оценить, как верные, так и неверные решения, направляя поисковую деятельность детей. Особое внимание нужно уделять неправильным ответам. Анализировать их вместе с детьми, помогать понять им свою ошибку, подвести к поиску нового способа решения задания. Поощрять познавательную активность ребёнка, поддерживать его эмоциональный настрой, интерес к знаниям, что позволяет ребёнку правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение. Такая атмосфера эмоционального творческого подъёма на занятии создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, радость познания.
Чтобы решить проблемную ситуацию очень часто возникает необходимость проведения предварительной работы. Это наблюдение, экспериментирование, чтение художественной литературы. Для поддержания интереса детей к познавательной деятельности использую сюрпризные моменты.
Приведу примеры использования проблемных ситуаций :
Знакомство с окружающим миром. Экология. Если бы не было воды, деревьев, что произошло бы тогда? т. п.
Математика. Как определить равенство сторон треугольника? (линейкой или изготовить мерку).
На занятии по физкультуре нужно построиться по росту. Как это сделать?
Изобразительная деятельность, конструирование, ручной труд. Рисуя иллюстрацию к сказке, нужно показать, что петушок - главный её герой. Для того, чтобы все поняли, кто главный герой сказки, что нужно сделать?
Нужно приготовить для аппликации несколько деталей одинаковой формы. Как это сделать аккуратно и быстро? Изобразить листья летом, осенью, весной и т. п.
На занятиях по лепке кошечки перед ребёнком, стоит проблема : как показать, что животное бежит, лежит.
Можно предложить детям благоустроить прилегающую территорию: посадить деревья, цветы, - при конструировании зданий. Продумать такой «построить» мост, чтобы корабль мог под ним проплыть.
Художественная литература, развитие речи.
Предложить поразмышлять после прочтения произведения. А как бы ты поступил на месте литературного персонажа. Предложить придумать свой конец сказки. Как прочитать стихотворение, чтобы зрители поняли, что хотел передать автор.
Не только на предметном учебном материале можно создавать проблемные ситуации для старших дошкольников, но и при решении бытовых или ситуационных задач успешно достигается воспитание находчивости, гибкости мышления, конструктивности.
Ситуации в транспорте. Ты едешь с родителями в автобусе. Ты не успел сойти, а они вышли из автобуса.
Что ты будешь делать? Почему?
Ситуации с огнём. В квартире пожар. Твои действия. В квартире дым. Что ты будешь делать?
Ситуации с водой Ты заметил, что кто-то тонет. Как поступишь?
Подводя итог, можно сделать выводы:
1. При условии четко организованной системы работы, которая включает в себя взаимодействие всех направлений: работ с детьми, родителями, воспитателями, сотрудничество с другими специалистами, а также при наличии программно-методической и материальные базы - может быть достигнута высокая эффективность занятий.
2. Применение проблемных ситуаций помогает воспитателю:
• формировать у детей самостоятельное, творческое мышление;
• быть активными, наблюдательными и общительными;
• развивать у детей познавательный интерес, желание исследовать, экспериментировать, рассуждать и доказывать.
3. Можно и нужно научить детей правильно, организованно мыслить:
- ребёнку интереснее мыслить, чем запоминать;
- найденное, в процессе мышления становиться знанием, включаясь в причинно-следственные связи в сознании, тогда как запомненное часто остаётся нейтральной информацией, которую невозможно извлечь из памяти в нужный момент;
- процесс мышления – поиск и открытие нового при разрешении проблемной ситуации;
- без проблемной ситуации нет мышления;
- вопросы «почему?», «как ты считаешь?», «с какой целью?», «из-за чего?», «как сделать?» - проблемные, они направлены на развитие мышления;
- вопросы «где?», «что?», «когда?», «какой?», «сколько?» контролируют память;
- никого нельзя заставить мыслить, никому нельзя запретить мыслить - мышление
свободно и самостоятельно.
Таким образом, применение в образовательном процессе метода решения проблемных ситуаций, является инновационным направлением в технологи проблемного обучения, сочетает в себе все необходимые компоненты для индивидуальной работы гармоничного развития ребенка и помогает воспитателю выполнить одну из важных задач, поставленных реформой дошкольного образования - формировать у воспитанников самостоятельное, активное, творческое мышление.