Ольга Комарова
Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования в рамках музейной педагогики
▼ Скачать + Заказать документы
МАСТЕР КЛАСС НА ТЕМУ:
Развитие познавательной активности дошкольников через экспериментирование в рамках музейной педагогики.
Актуальность:
В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют инновационные технологии в свою работу.
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментирования в рамках музейной педагогики» размещена в разделах
- Музейная педагогика в детском саду
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Именно поэтому педагог в современных условиях, прежде всего, исследователь, обладающий высоким уровнем педагогического мастерства, который ищет новые пути развития и образования для личностного развития ребёнка. В своей работе я опираюсь на внедрение в образовательный процесс инновационных технологий. Инновационные технологии благодаря разнообразию форм и методов в полной мере способствуют познавательному развитию дошкольников.
Основным принципом ДОУ в соответствии с Государственным образовательным стандартом дошкольного образования является формирование познавательных интересов, познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.
Цель:
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребёнка старшего дошкольного возраста средствами элементарного экспериментирования.
Задачи:
• Развитие познавательного интереса детей, наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно – следственную зависимость, делать выводы.
• Создание предпосылок формирования у детей практических и умственных действий.
• Формирование у детей умений самостоятельно проводить исследования, добиваться результатов, размышлять, отстаивать своё мнение, обобщать результаты опытов.
• Расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира, об основных физических явлениях, о некоторых факторах среды.
На протяжении всего детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка играет познавательно-исследовательская деятельность, где дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития ориентировочно – исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего нас мира. Чем разнообразнее и интереснее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Одним из перспективных методов обучения и воспитания на основе современных новых интегрированных технологий является создание экспериментальной деятельности, активным участником которой выступает ребёнок.
По определению Н. Н. Подъякова детское экспериментирование - это особая форма поисковой деятельности дошкольников, в которой проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений и знаний.
Другими словами можно сказать, детское экспериментирование – это деятельность, в результате которой ребенок самостоятельно или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие, может почувствовать себя ученым, исследователям, первооткрывателям.
Ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Как любому педагогу, нам хочется, чтобы знания детей, которые мы им даём, были прочными, не забывались, а наоборот оставались актуальными и применялись в повседневной жизни и неоценимую помощь нам в этом оказывает музейная педагогика.
Музейная педагогика предполагает наличие исследовательской и проектной деятельности с детьми. Мини-музеи позволяют наглядно показать, дать детям представление о становление и развитие окружающего мира.
В нашей группе создан мини – музей «Книга мой друг – без нее как без рук», где собранно очень много книг познавательного содержания «Моя первая детская энциклопедия», «Я познаю мир», детская энциклопедия и др.
Характерной особенностью дошкольного возраста является познавательный интерес, выражающийся во внимательном рассматривании и стремлении узнать новое. Дети, рассматривая научную литературу, задают много вопросов. Для того что бы ответить на все вопросы дошкольников я прибегаю к методу экспериментирования, позволяющий ребенку лучше понять явления и процессы окружающей действительности. Наряду с экскурсиями непосредственно в музее, проводятся экскурсии с использованием отдельных предметов – подлинников, специально подготовленных монтажей, макетов. Проведены экскурсии – экспериментирования: «Откуда взялись острова?», «Как появляются горы?» «Как извергается вулкан?», «Как зарождается родник» «Почему не тонут айсберги?», «Как соорудить фонтан», «На чём писали в древности» и т. д.
«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», — гласит народная мудрость.
Я хочу сегодня показать вам некоторые виды экспериментирования с методом игрового моделирования, которые можно использовать в работе с детьми. Игровое моделирование это искусственно созданные проблемные педагогические ситуации.
Опыт 1. «Как образуются вулканические острова»
Необходимый инвентарь: макет вулкана из пластилина, ёмкость с водой сода (2 ст. ложки, уксус 1/3 стакана, красная краска, капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился.
Поставим вулкан в ёмкость с водой. В отверстие «вулкана» насыпаем соду, добавляем каплю моющего средства и каплю красной краски, всё это перемешиваем и заливаем уксусом. Что происходит? Лава, которая выплёскивается из жерла вулкана, очень быстро застывает вокруг вулкана, образуя острова.
Опыт 2. «Как зарождается родник»
Необходимый инвентарь: пластмассовая бутылка, глина, песок, земля, пластмассовые трубочки, лейка с водой, 2 небольшие ёмкости.
В бутылку насыпали глину, затем песок и слой земли, так мы изобразили верхний участок земли. В слой песка и глины вставили пластмассовые трубочки. Представили, что идёт дождь, используя лейку с водой. Вода прошла через почву и песок и стала вытекать из трубочки, которая выведена из песка. Так и в природе зарождается родник.
С помощью таких занимательных экспериментов вы подарите детям массу положительных эмоций, научите наблюдать, анализировать, делать выводы, выражать свои мысли, а так же дети смогут увидеть некоторые явления природы, перенестись в прошлое нашей страны. Так давайте же сделаем детство наших воспитанников интересным, счастливым, весёлым, максимально познавательным.
Освоение педагогами новых технологий в дошкольном образовании - залог успешного развития личности ребенка.
Большое спасибо за внимание, дорогие друзья! Творческих вам успехов! Спасибо за внимание!