вера теклян
Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности
Сообщение на тему:
«Развитие познавательной активности дошкольников через опытно - экспериментальную деятельность» (из опыта работы)
Старший воспитатель: Теклян Вера Васильевна
«Люди, научившиеся наблюдениям и опытам,
приобретают способность сами ставить
вопросы и получать на них фактические ответы,
оказываются на более высоком умственном и
нравственном уровне в сравнении с теми, кто
такой школы не прошёл».
Публикация «Развитие познавательной активности дошкольников посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
К. Е. Тимирязев
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного вида детской деятельности в познании окружающего мира — экспериментирования. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка, также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Экспериментирование — это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижение предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действии и построение доступных выводов. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения, познания закономерностей и явлений окружающего мира. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем. Китайская пословица гласит: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается всё прочно и надолго, когда ребёнок слышит, видит и делает сам. Вот на этом и основано активное внедрение детской опытно-экспериментальной деятельности в практике работы нашего ДОУ. Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно — практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и является одним из главных и естественных проявлений детской психики.
В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Экспериментальная деятельность старших дошкольников является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направленного на формирование самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам. Образовательный процесс строится как самостоятельный поиск воспитанниками нового знания, новых познавательных ориентиров высокого уровня сложности, а процесс исследования становится определяющим для построения обучения.
В процессе экспериментирования наиболее ярко проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых знаний, продуктов собственного творчества, что поддерживает детскую инициативность и является одним из условий перехода детей на более высокий уровень социально - познавательной активности.
Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Знания, полученные во время проведения опытов и экспериментов, запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты. Исследовательская деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы ребенок смог задавать вопросы и самостоятельно находить на них ответы.
Именно исследовательский метод может помочь дошкольнику решить сложные задачи:
- научиться видеть проблему и ставить вопросы;
- делать собственные суждения и умозаключения и выводы;
- высказывать предположения и строить планы по их проверке.
В процессе экспериментирования дети учатся:
- Видеть и выделять проблему.
- Принимать и ставить цели.
- Решать проблемы.
- Анализировать объект и явления.
- Выделять существенные признаки и связи.
- Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Осуществлять эксперимент.
- Выдвигать гипотезы, предположения.
- Делать выводы.
Оптимальные условия для опытно – экспериментальной деятельности детей.
- Поддержание повышенного интереса детей к образовательной деятельности, содержащей опыты, эксперименты, исследования, наблюдения.
- Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию с предметами окружающей среды.
- Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
- Создание в группах уголков зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе с воспитателем опыты самостоятельно в свободное время.
- Использование уголков природы и огорода на окне для долгосрочных наблюдений и опытов с растениями.
При использовании опытно-экспериментальной деятельности решается ряд задач :
1. Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук:
развитие у детей представления о химических свойствах веществ;
выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования;
развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях (магнетизм, звук, температура, состояние веществ, сила тяготения, трения, а также электричество и инерция);
развитие представлений о свойствах (вода, песок, глина, воздух, камень);
2. Формирование у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении экспериментов.
3. Развитие у детей познавательных способностей :
- мыслительных операций: анализ, классификация, сравнение, обобщение;
способов познания путем сенсорного анализа.
4. Развитие ребенка в социально-личностном направлении:
развитие коммуникативности;
совершенствование самостоятельности, наблюдательности;
развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
5. Активизация работы по повышению уровня представлений детей о неживой природе через взаимодействие с семьёй.
Работа по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельность строится исходя из следующих принципов:
1. Принцип научности:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными и практически апробированными методиками;
- содержание работы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
2. Принцип доступности:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми, а так как одной из ведущих деятельностей детей дошкольного возраста является игра, то и обучение происходит в игровой форме;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
3. Принцип систематичности и последовательности:
- обеспечивает единство воспитывающих, развивающих и обучающих задач развития опытно – экспериментальной деятельности дошкольников;
- предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития - формирует у детей динамические стереотипы в результате многократных повторений.
4. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию;
- обеспечивает психологическую защищенность ребенка, эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
5. Принцип целостности:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и непрерывности процесса опытно - экспериментальной деятельности;
- предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
6. Принцип активного обучения :
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой экспериментальной детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач;
- обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
7. Принцип креативности:
- предусматривает «выращивание» у дошкольников способности переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребности детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.
8. Принцип результативности:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей.
Опытно-экспериментальную деятельность детей проходит по трем направлениям:
- Человек - функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства.
- Живая природа - многообразие организмов, их приспособленность к окружающей среде.
- Неживая природа - воздух, почва, вода, песок, камни, явления природы, звук.
Все темы усложняются по содержанию, по задачам, способам их реализации (информационный, действенно – мыслительный, преобразовательный).
При проведении опытов соблюдается следующая структура:
Постановка проблемы;
Поиск путей решения проблемы;
Проверка гипотез, предположений;
Обсуждение увиденных полученных результатов;
Формулировка выводов;
Такой алгоритм работы позволяет активизировать мыслительную деятельность, побуждает детей к самостоятельным исследованиям.
Содержание опытно-экспериментальной деятельности должно быть построено исходя из трех блоков педагогического процесса. Это:
-специально-организованное обучение
-совместная деятельность взрослого с детьми;
-свободная самостоятельная деятельность детей
Формы опытно-экспериментальной работы :
- Организованная образовательная деятельность;
- Плановые эксперименты;
- Дидактические игры;
- Беседы;
- Наблюдение и труд;
- Работа в лаборатории.
Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая (с подгруппой).
Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная развивающая предметно-пространственная среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребенка, создает оптимальные условия для активизации хода саморазвития.
Основное оборудование лаборатории:
1. Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т. п.)
2. Мерные ложки.
3. Сита и воронки разного материала, объема.
4. Резиновые груши разного объёма.
5. Половинки мыльниц, формы для изготовления льда, пластиковые основания от наборов шоколадных конфет, контейнер для яиц.
6. Резиновые или пластиковые перчатки.
7. Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл.
8. Гибкие и пластиковые трубочки, соломка для коктейля.
9. Гигиенически безопасные пенящиеся вещества (детские шампуни, пенки для ванн, растворимые ароматические вещества (соли для ванн, пищевые добавки, растворимые продукты (соль, сахар, кофе, пакетики чая) и т. п.
10. Природный материал: (камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры, пакеты или ёмкости с землей, глиной, листья, веточки) и т. п.
11. Бросовый материал: (бумага разной фактуры и цвета, кусочки кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробки) и т. п.
12. Увеличительные стёкла, микроскоп, спиртовка, пробирки.
13. Контейнеры с песком и водой.
14. Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.
15. Часы песочные.
16. Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.
17. Клеёнчатые фартуки, нарукавники (и то, и другое можно сделать из обыкновенных полиэтиленовых пакетов, щётка-смётка, совок, прочие предметы для уборки.
Требования к объектам опытов и экспериментов :
1. Максимальное соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента.
2. Безопасность объекта для детей.
3. Часто встречающие представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны.
Программа опытно-экспериментальной деятельности дошкольников построена по концентрическому принципу. Это значит, что к одному и тому же объекту можно возвращаться много раз.
Целесообразным считается применение следующих приемов: работа руками детей, помощь воспитателя детям, совместная работа воспитателя и детей, работа воспитателя по указанию детей. При этом взрослый — не учитель, наставник, а равноправный партнер, соучастник деятельности, что позволяет ребенку проявлять собственную исследовательскую активность.
В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Можно выделить три основных вида экспериментов:
1. Случайные эксперименты особой подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное.
2. Плановые наблюдения и эксперименты. Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, взрослый сообщает цель и задачу, которая должна быть решена, дается время на обдумывание и затем привлекаются дети к обсуждению методики и хода эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место.
3. Эксперимент как ответ на детские вопросы. Возникают спонтанно. Особенной подготовки не требуют.
В заключение хотелось бы привести слова В. А. Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвращаться к тому, что он узнал».
Таким образом, можно сделать вывод о том, что опытно - экспериментальная деятельность :
во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности;
во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;
в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности;
в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.
Список литературы:
1. Куликовская И. Э. Детское экспериментирование // Дошкольное воспитание. - №6.-2007.
2. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - М. : Детство-пресс, 2007.
3. Савенков А. И. Путь к одаренности: исследовательское поведение дошкольников. - СПб., Питер, 2004.
4. Савенков А. И. Одаренный ребенок дома и в школе. – Екатеринбург: У – Фактория, 2004.
5. Венгер Л. А. Психология/ Венгер Л. А., Мухина В. С. – М. : Просвещение, 1988.
6. Короткова Т. А. Познавательно-исследовательская деятельность старшего дошкольного ребенка в детском саду/ Т. А. Короткова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №3 – С. 12.
7. Леонтьев А. Н. О формировании способностей/ А. Н. Леонтьев. – М. : Педагогика, 1996.
8. Организация экспериментальной деятельности дошкольников/ Под ред. Л. Н. Прохоровой – М. : Аркти, 2004.