Бельченкова Марина Павловна
Развитие познавательной активности детей при совместной опытно-экспериментальной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Совместная деятельность наиболее привлекательная для меня форма организации работы с детьми в опытно -экспериментальной деятельности.
Позитивные моменты:
• закрепление ранее полученного (усвоенного) материала;
• продолжение работы по расширению представлений о предметах и явлениях;
• свобода действий, как для меня, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
• роль педагога носит гибкий характер (ведущий, партнер);
Темочки:
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
• в процессе экспериментальной деятельности дети получают возможность удовлетворить присущую им любознательность (почему, как, зачем, а чтобудет, если, почувствовать себя учеными, исследователями, первооткрывателями. Очень важно в процессе работы задействовать все органы чувств (не только видеть и слышать, но и нюхать, трогать, и даже пробовать на вкус (если это возможно и безопасно).
Совместную деятельность вне занятий с детьми старшего возраста организовываю 1 раз в неделю по 15-20 минут.
Работа проводится с небольшими группами с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения текущих дидактических задач. Затем я выбираю объект, с которым знакомлюсь заранее – и на практике, и по литературе. Одновременно осваиваю технику экспериментирования, если она мне не знакома.
Предлагая детям поставить опыт, я сообщаю им цель или задачу таким образом, чтобы дети сами определили, что им нужно сделать.
Даю время на обдумывание, и затем привлекаю детей к обсуждению методики и хода эксперимента.
В процессе работы поощряю детей, ищущих собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. В то же время не выпускаю из поля зрения тех, кто работает медленно, по какой-то причине отстает и теряет основную мысль.
Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формулирование выводов.
Выводы делаем в словесной форме, также используем графическое фиксирование результатов, т. е оформляем в рисунках, схемах.
Решение задач осуществляем в 2 вариантах:
• дети проводят эксперимент, не зная его результата, и таким образом приобретают новые знания;
• дети вначале предсказывают вариант, а затем проверяю, правильно ли они мыслили.
Продолжительность эксперимента определяется многими факторами:
• особенностями изучаемого явления;
• наличием свободного времени;
• состоянием детей, их отношением к данному виду деятельности.
Наблюдения и эксперименты классифицируются по разным принципам:
Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в уголке природы или на участке. Помимо запланированных и случайных экспериментов, возможно проведение экспериментов, которые служат ответом на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи.
Выслушав вопрос, я не отвечаю на него, а советую ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, будет ли воробей есть творог!»
Или: «Ребята, Остап спрашивает, нужно ли сегодня поливать цветы, как проверить?», «Ребята, Рома говорит, что под снегом травы нет, а Милана считает, что есть. Как это узнать?»
Детям старшей группы становятся доступными и двух – и трехчленные цепочки причинно-следственных связей, поэтому им чаще задаю вопрос «Почему?» И сами они в этом возрасте становятся почемучками: большинство вопросов начинается с этого слова.
Например, спрашивая у детей, почему на нашем участке не растеттрава, мы можем получить следующую логическую цепочку:
«Раз мы бегаем по участку, почва стала твердой (1 звено, значит, растение не может раздвинуть ее своим стеблем (2 звено).
Сравнительные эксперименты (позволяющие увидеть сходства и различия предметов и явлений).
Предлагаю вам провести небольшое сравнительное наблюдение двух распространенных комнатных растений – сансевьерии (щучий хвост) и сенполии (фиалки).
Закончите предложения:
У фиалки листья опушенные, а у щучьего хвоста…
Листья у фиалки меньше, а у щучьего хвоста…
Щучий хвост более теневынослив, чем…
Назовите сходства этих цветов:зеленые;цветут;требуют умеренного полива;
размножаются делением куста или листовыми черенками.
Назовите различия:в размерах;в окраске листьев;в форме листьев; в форме и цвете цветов;в отношении к свету.
Обобщающие наблюдения (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности предметов и явлений, изученных ранее по отдельным этапам).
Опять же, предлагаю сравнить свойства самых распространенных объектов для наблюдений – это снег, вода и лед. Предлагаю детям рассмотреть внимательно воду, снег и лед и рассказать, чем они схожи и чем отличаются;
Сравнить, что тяжелее (вода или лед, вода или снег, снег или лед);
Что произойдет, если их соединить (снег и лед растают);
Сравнить, как изменяются в соединении их свойства:
Воды и льда (вода остается прозрачной, становится холоднее, ее объем увеличивается, так как лед тает).
Воды и снега (вода теряет прозрачность, становится холоднее, ее объем увеличивается, снег изменяет объем).
Снега и льда (не взаимодействуют).
Как сделать лед непрозрачным? (измельчить его).
3. Самостоятельная деятельность детей.
Учитываю, что в процессе самостоятельной деятельности ребенок осуществляет не простой, а многоуровневый эксперимент:
• физический: учится управлять своим телом и отдельными органами;
• природоведческий: знакомится с реальным окружающим миром, со свойствами объектов и причинно-следственными связями, действующими в мире;
• социальный: запоминает индивидуальные особенности каждого человека (сверстника и взрослого, формы взаимодействия людей друг с другом;
• познавательный : тренирует мыслительные процессы, осваивает разнообразные мыслительные операции;
• лингвистический: занимается словотворчеством, обсуждает итоги эксперимента, играет в словесные игры, т. е. экспериментирует со словами;
• личностный: узнает свои личные возможности;
• волевой: запоминает, как он сам может влиять на других людей;
• поведенческий: моделирует свое поведение в различных жизненных ситуациях.
Для организации самостоятельной экспериментальной деятельности дошкольников провожу следующую работу: -знакомлю ребенка с алгоритмом проведения опыта, правилами безопасности; - демонстрирую проведение опыта или провожу опыт вместе с ребенком; - даю возможность ребенку воспроизвести опыт самостоятельно.
Ознакомление ребенка с алгоритмом проведения опытов не может проходить в устной форме. Недостаточно просто рассказать дошкольнику, как проводится опыт, поэтому использую определенные схемы, модели, обеспечивающее зрительное восприятие этапов его проведения. Характер педагогического планирования тесно связан с этапом работы с картами –схемами при организации детского экспериментирования. Так, на первом этапе беседую с детьми о предстоящих экспериментах и предполагаемых результатах, помогаю детям в построении плана эксперимента, развиваю умение предвидеть результат и направления изменения деятельности в связи с ним. Сначала беседы проводятся с опорой на подробные карточки-схемы эксперимента.
• Что хотим узнать с помощью этого эксперимента?
• Какие приборы и материалы нужны?
• Какое действие необходимо выполнить?
• Какой результат получили в ходе эксперимента? Затем предлагаю только тему эксперимента.
По этой же схеме детям нужно придумать свои эксперименты с предложенным материалом, затем - на определенную тему. На втором этапе провожу работу по развитию умений, необходимых для самостоятельного экспериментирования. Для этого использую беседы, специальные игры и упражнения, практическая деятельность в уголке экспериментирования.
Поисковая деятельность ребенка всегда опирается на ту ситуацию, которую создает педагог. Именно ситуация создает условия для столкновения мнений детей и педагога, обмена информацией, развития способности работать с исследуемыми объектами в лабораторных условиях. Экспериментально-исследовательский процесс ставит ребенка в позицию первооткрывателя. Дети сначала с моей помощью изучают, а затем самостоятельно, путем использования карт-схем подтверждают свойства веществ, формулируют алгоритм проведения определенных опытов и, в итоге, рассказывают о полученном результате, объясняя причинно-следственные связи и закономерности.
Работа с картами-схемами строится исходя из следующей логики процесса:
• Ознакомление с правилами безопасности при проведении опытов.
• Формирование понятия «карта-схема» (заменяю на понятие «схема проведения опыта») начинается в момент проведения первого опыта, в ходе которого дети: - - осознают, что порядок проведения опыта отражен на карте схематично; -начинают понимать смысл схематичных изображений; - осознают, что действуя в обозначенном на карте-схеме порядке можно провести опыт самостоятельно.
• Формирование понятия «алгоритм действий».
• Проведение первых опытов мною в присутствии детей или вместе с детьми с подробным объяснением действий и показом их обозначения на технологической карте.
• Самостоятельное проведение знакомых опытов детьми (в моем присутствии) при обязательном предварительном объяснении ребенком своих действий по карте-схеме и выяснении смысла всех схематических изображений на карте.
• Самостоятельное проведение знакомых опытов ребенком по карте-схеме без предварительного объяснения ребенком своих действий (в моем присутствии или без меня в зависимости от опыта).
• Самостоятельное проведение незнакомого опыта ребенком по карте-схеме (в моем присутствии или без меня в зависимости от опыта). Организация работы по картам- схемам осуществляется мною в следующих формах:
• коллективная работа;
• подгрупповая работа;
• индивидуальная работа.
При этом самостоятельное проведение знакомых и незнакомых опытов по картам-схемам организовываю индивидуально или в малых группах. Использование карт-схем для проведения опытов позволяет учитывать особенности наглядно-образного мышления дошкольников (наличие зрительно-смысловых образов на схеме, и, в тоже время, способствовать формированию логического мышления (изучение алгоритма действий помогает устанавливать причинно-следственные связи, развивает мыслительные операции (сравнение, классификация, обобщение, анализ, синтез). При этом самостоятельная экспериментальная деятельность способствует повышению познавательной активности детей и созданию определенной эмоциональной атмосферы. При организации образовательного процесса создаю такие дидактические условия, которые способствуют осмыслению материала, стремлению ребенка понять, запомнить, воспроизвести опыт, овладеть способом проведения опыта по образцу и в измененных условиях, интенсивному проявлению познавательных интересов. Для этого перед проведением опытов активно использую проблемные вопросы и проблемные ситуации, требующие активной мыслительной деятельности, поиска ответа.