Ольга Бокова
Педагогический опыт на тему «Развитие познавательной активности детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В младшей группе «Алёнушка» ведётся работа по развитию у детей познавательной активности. Для этого оборудован уголок познавательного развития. Цель уголка: создать для детей необходимые условия, способствующие их интеллектуальному развитию.
Оборудование уголка:
1. Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» :
- пазлы;
- лото;
Публикация «Педагогический опыт на тему „Развитие познавательной активности детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- домино;
- дидактические игры : «Разрезные картинки», «Целое из частей»;
- пирамидки;
- матрёшки;
-шнуровки;
-застёжки;
-бочонки;
-дидактические коробки;
-настольная игра «Разрезные картинки»;
-материалы для простейших экспериментов: бумага, ткань, глина, дерево, песок; салфетки, фартуки, стаканчики, клеёнки.
2. Раздел «ФЭМП» :
- д/ и: «Назови фигуру», «Широкий-узкий», «Короткий-длинный»; «Части суток», «Большой-маленький»;
- карточки для сравнения количества предметов;
-раздаточный и демонстрационный материал.
3. Раздел «Ознакомление с предметным окружением» :
- тематические альбомы, папки: «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Инструменты», «Предметы быта».
- д/и «Виды транспорта», «Одежда для куклы», «Чудесный мешочек».
4. Раздел «Ознакомление с социальным миром» :
- тематические папки «Село моё родное», «Профессии»; «Достопримечательности села Александровского»;
- сборник стихов местных поэтов о родном селе;
- д/ и: «Назови профессии», «Кому, что нужно для работы?»;
- лото: «Профессии», «Кем быть?», «Мамины помощники».
5. Раздел «Ознакомление с миром природы» :
- тематические альбомы, папки: «Птицы русского леса», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные»; «Эти забавные животные»; «Садовые и луговые цветы», «Деревья», «Времена года»;
- плакаты: «Овощи», «Фрукты», ««Домашние животные», «Дикие животные»;
- д/ и: «Назови цветок», «Животные», «Когда это бывает?», «Времена года»;
-книги-раскраски: «Цветы», «Ягоды», «Насекомые»;
- художественное слово: книги о природе; загадки о природе, пословицы и поговорки о природе.
Для развития у детей познавательной активности, интеллектуальных способностей проводились мероприятия, вот наиболее интересные из них:
- развлечение по познавательно-исследовательской деятельности «В гостях у фиксиков»;
- вечер дидактических игр по развитию сенсорных эталонов;
- вечерний досуг «Путешествие в страну Знаний»;
- природоведческое развлечение «Воробьиная дискотека»;
-беседы на темы: «Предметы домашнего обихода», «Виды транспорта», «Предметы, созданные природой», «Село Александровское – моя малая родина», «Профессии людей», «Жизнь диких животных», «Времена года»…
- д/ игры: «Оденем куклу на прогулку», «Когда это бывает?», «Что сделано руками человека, что природой?», «Назови посуду», «Устроим кукле комнату (мебель)», «Собери лукошко», «Что растёт в саду, что на огороде?», «Кто где живёт?», «Разрезные картинки» …
Ежедневно дети собирают пазлы, мозаику, дидактические коробки, матрёшек, бочонки, пирамидки, играют в лото, домино, шнуровки - всё это способствует развитию их мышления, внимания, памяти, воображения, всех видов восприятия, речи.
Моими союзниками в данной работе являются родители. Родители Вани Кузнецова, Алины и Артёма Букреевых, Светы Лапкиной изготовили книжки-малышки с загадками и стихами о животных, мама Артёма Труфанова принесла для группы энциклопедию для дошкольников о природе. Семья Ани Тереховой накапливает опыт воспитания на тему «Развитие познавательной активности ребёнка», который будет обобщён в мае на родительском собрании группы.
Родителям оказывается консультативная поддержка: «Развитие познавательной активности младших дошкольников», «Пальчиковый игротренинг для развития мышления детей младшего возраста», «Развитие интеллектуальных способностей младших дошкольников», папки-ширмы: «Развитие познавательной активности дошкольников через игру», «Роль наблюдений в развитии познавательной активности детей 3-4 лет», рекомендации по подбору игр для интеллектуального развития детей 4-го года жизни, «Высказывания великих людей о любознательности», педагогический журнал «Что такое «познавательные способности?», «Пословицы и поговорки про ум».
Выводы: у детей повысился уровень познавательной активности, развились интеллектуальные способности. Если на начало проведения данной работы по результатам педагогического наблюдения средний балл составлял 2,2 (55%, то на конец марта он равен 2,9 (73%) – произошла подвижка на 0,7 балла.
Прогнозирование: продолжать работу по развитию у детей младшей группы «Алёнушка» познавательной активности, интеллектуальных способностей. Рекомендовать родителям соблюдать преемственность с работой группы по данному направлению.