Ольга Бокова
Педагогический опыт «Развитие познавательной активности детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
В средней группе «Алёнушка» ведётся работа по развитию у детей познавательной активности. Для этого оборудован уголок интеллектуально-познавательного развития. Цель уголка: создать для детей необходимые условия, способствующих развитию их познавательных интересов, самостоятельности, инициативы, интеллектуально-творческого потенциала.
Оборудование уголка:
Публикация «Педагогический опыт „Развитие познавательной активности детей 4–5 лет“» размещена в разделах
1. Раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» :
- пазлы;
- лото;
- домино;
- дидактические игры : «Разрезные картинки», «Целое из частей»;
- пирамидки;
- матрёшки;
-шнуровки;
-застёжки;
-бочонки;
-дидактические коробки;
-настольная игра «Разрезные картинки»;
-материалы для простейших экспериментов: бумага, ткань, глина, дерево, песок; салфетки, фартуки, стаканчики, клеёнки.
2. Раздел «ФЭМП» :
- д/ и: «Назови фигуру», «Широкий-узкий», «Короткий-длинный»; «Части суток», «Высокий-низкий»;
- карточки для сравнения количества предметов;
-раздаточный и демонстрационный материал;
- счётные наборы.
3. Раздел «Ознакомление с предметным окружением» :
- тематические альбомы, папки: «Посуда», «Одежда», «Мебель», «Игрушки», «Инструменты», «Предметы быта».
- д/и «Виды транспорта», «Одежда для куклы», «Чудесный мешочек».
4. Раздел «Ознакомление с социальным миром» :
- тематические папки «Село моё родное», «Профессии»; «Достопримечательности села Александровского»;
- сборник стихов местных поэтов о родном селе;
- д/ и: «Назови профессии», «Кому, что нужно для работы?»;
- лото: «Профессии», «Кем быть?», «Мамины помощники».
5. Раздел «Ознакомление с миром природы» :
- тематические альбомы, папки: «Птицы русского леса», «Птицы», «Овощи», «Фрукты», «Насекомые», «Цветы», «Домашние животные», «Дикие животные»; «Эти забавные животные»; «Садовые и луговые цветы», «Деревья», «Времена года»;
- плакаты: «Овощи», «Фрукты», ««Домашние животные», «Дикие животные»;
- д/ и: «Назови цветок», «Животные», «Когда это бывает?», «Времена года»;
-книги-раскраски: «Цветы», «Ягоды», «Насекомые»;
- художественное слово: книги о природе; загадки о природе, пословицы и поговорки о природе.
6. Инновационный материал: математические лэпбуки, лэпбук «Природа», лэпбук «Домашние животные», бизиборд (на участке).
Для развития у детей познавательной активности, интеллектуальных способностей проводились мероприятия, вот наиболее интересные из них:
- беседы на темы: «Предметы домашнего обихода», «Виды транспорта», «Предметы, созданные природой», «Село Александровское – моя малая родина», «Профессии людей», «Жизнь диких животных», «Времена года», «Какие бывают книги», «Виды человеческого труда»;
-развлечение по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с Капелькой»;
- вечер настольно-печатных и дидактических игр по развитию сенсорных эталонов;
- вечерний досуг «Путешествие в страну Почемучек»;
- природоведческое развлечение «Воробьиная дискотека»;
- ОВД по ФЭМП «Задачи от Фиксиков»;
- развлечение по ознакомлению с миром природы «В гостях у Осени»;
- проект «Познаём, играя». Цель проекта: развитие познавательной активности детей через дидактические игры;
- д/ игры: «Оденем куклу на прогулку», «Когда это бывает?», «Что сделано руками человека, что природой?», «Назови посуду», «Устроим кукле комнату (мебель)», «Собери лукошко», «Что растёт в саду, что на огороде?», «Кто где живёт?», «Разрезные картинки» …
Ежедневно дети играют инновационными атрибутами (лэпбуки, бизиборд, собирают пазлы, мозаику, дидактические коробки, играют в лото, домино, шнуровки, отгадывают загадки - всё это способствует развитию их мышления, внимания, памяти, воображения, всех видов восприятия, речи.
Моими союзниками в данной работе являются родители. Родители Дарьи Астанковой, Анны Тереховой, Ксении Поповой изготовили экологические и математические лэпбуки, мама Артёма Труфанова занимательный бизиборд. Семья Анны Тереховой обобщила опыт воспитания на тему «Развитие познавательной активности ребёнка.
Родителям оказывалась консультативная поддержка: «Развитие познавательного интереса детей 4-5 лет», «Развитие инициативы у детей пятого года жизни в познавательно-исследовательской деятельности», «Развитие познавательного интереса детей через ознакомление с миром природы», «Развитие познавательных процессов дошкольников через подвижные игры», папка-ширма «Роль дидактических игр в развитии интеллектуально-творческого потенциала детей», папка-ширма «Как развить интеллект детей посредством формирования элементарных математических представлений», буклет «Что такое «познавательные способности», семинар: «Роль познавательного развития в формировании интеллектуально-творческого потенциала детей», педагогический журнал «Содержание образовательной области «Познавательное развитие», рекомендации по оснащению уголка познавательного развития детей дома, папка-ширма «Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность». Семья Михаила Капочинских изготовила семейную стенгазету по передаче опыта воспитания на тему «Развиваем интеллект, играя», семья Андрея Савченко-Черныш стенгазету «Познаём, играя». Проведено анкетирование «Развитие познавательного интереса детей дома», по результатам которого даны адресные консультации. Прошло родительское собрание (6.09.2019 г.) на тему «Развитие познавательного интереса, интеллектуально-творческого потенциала каждого ребёнка, используя инновационные технологии обучения и воспитания» на котором прошла деловая игра «Интеллектуальный ринг», были даны рекомендации «Играйте с детьми дома».
Выводы: у детей повысился уровень познавательной активности, развились интеллектуальные способности. Если на начало проведения данной работы по результатам педагогического наблюдения средний балл составлял 2,4 (60%, то на конец ноября он равен 2,7 (68%) – произошла подвижка на 0,3 балла.
Прогнозирование: продолжать работу по развитию у детей средней группы «Алёнушка» познавательной активности, интеллектуальных способностей. Рекомендовать родителям соблюдать преемственность с работой группы по данному направлению.