МААМ-картинки

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в ООД (из опыта работы)

Анна Донская
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в ООД (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы

«В любом человеке могут расцвести сотни неожиданных талантов и способностей, если ему просто предоставить для этого возможность».

Д. Лессинг

Одной из актуальных проблем является эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке, уверены в своих силах, лучше подготовлены к школе.

Публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в ООД (из опыта работы)» размещена в разделах

Мы в своей группе, работая, над проблемой развития у детей познавательной активности и интеллектуальных способностей пришли к выводу, что очень важно пробудить у детей интерес к познанию окружающего нас мира.

Для того, чтобы эта работа была интересна детям и имела эмоциональный отклик была создана предметно-развивающая среда, которая разделена на центры: «Занимательная математика», опытно-экспериментальный «Почемучка», «Речевой», «Книжкин дом» и др. В каждый центр был помещен разнообразный занимательный материал с тем, чтобы каждый из детей мог выбрать себе игру по интересам.

Весь материал интересен, занимателен и доступен детям.

Большим интересом у детей пользуются игры с математическим содержанием: «Решаем примеры», «Рисуем по клеточкам» и др. Дети такие, как Даша П., Яна Ш, Василиса Д., Влада В. используют их для игры «Школа».

На макете «Девочки и мальчики» дети без напоминания выставляют цифры, сколько пришло мальчиков и девочек. Вечером, когда детей начинают забирать, оставшиеся начинают считать, сколько, кого осталось из детей, и меняют на макете числа, таким образом, закрепляя счет.

Игры математического содержания рассматриваются нами как одно из средств, обеспечивающих рациональную взаимосвязь работы воспитателя и детей на занятиях. Игровой материал мы включаем в ход самого занятия или используем в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Например, при решении задач используем игру «Решаем примеры» где дети в парах составляют условие задачи по предложенным картинкам из игры, что помогает взаимодействовать, находить общее решение, отстаивать свою точку зрения.

В качестве «умственной гимнастики» используем несложные занимательные задачи, загадки-шутки. Назначение их в данном случае состоит в создании у детей положительного эмоционального состояния, интереса к предстоящей деятельности на занятии, активности. Многим детям (Владе, Яне, Саше, Вике К.) такие загадки-шутки очень понравились, что они сами теперь при помощи родителей ищут новые и загадывают их нам. Например, такие: «Собака залезла на дерево на 4 ногах, а слезла на 3. Как это произошло?»

Ответ: Собака не лазит по деревьям

«Летели галки, сели на палки. Сядут по одной – галка лишняя, сядут по две – палка лишняя. Сколько было палок и сколько было галок?»

Ответ: Три палки и четыре галки.

Ювилина посещает кружок «Шахматы» загадала нам с детьми загадку: «Где встречается такое, что конь через коня перепрыгивает?».

Ответ: в шахматах.

После чтения сказки «Почему у месяца нет платья» Маша Г. на следующем занятии по ВХЛ загадала загадку-шутку в стихотворной форме:

«Серый заяц под сосной

Объявил, что он портной.

И портному через час

Медвежонок дал заказ.

- Будет ваш заказ готов

До январских холодов.

Заяц режет, заяц шьёт,

А медведь в берлоге ждёт.

Срок прошёл. Пришёл медведь,

А штаны нельзя надеть!

Почему?

Ответ: медвежонок стал медведем.

Развивать мышление детей помогают различные виды логических задач и упражнений, словесные игры, которые строятся на словах и действиях играющих.

Для этого нами сделана картотека «Логические игры и задачи для детей 5-7 лет», «Картотека дидактических игр по математике в подготовительной группе». С их помощью дети учатся правильной форме высказываний: «я считаю, что…», «я думаю, что…», «моё мнение…», которые в повседневной жизни они используют редко.

На занятиях формулируем «проблемные» вопросы таким образом, чтобы они требовали от детей некоторых умственных усилий, направленных на выяснение причин, связей, уяснение простейших закономерностей: «Как ты узнал?», «Почему ты так думаешь?», «Кто думает иначе?», «Согласны ли вы с Машей?», «Кто ответил правильно, Ваня или Рома?», «С какой целью?», «Из-за чего?», «Как сделать?». И «контролирующие» память «Где? Что? Когда? Какой? Сколько?».

Систематичность применения этих методов дали свои результаты: дети на занятиях стали отвечать полным ответом, используя выражения «я думаю, что…» и др.

Для вовлечения детей из игровой в образовательную деятельность нам помогают такие приёмы мотивации, как, общение с игровыми персонажами, которым необходима помощь. В данных ситуациях дети из обучаемых превращаются в обучающих, они размышляют, доказывают, делают умозаключение.

Также, чтобы настроиться и вызвать желание у детей заниматься используем разные приемы рефлексии: «Доброе утро», «Погодное настроение» и др.

Поддерживать познавательный интерес у детей в разных видах ООД нам помогают разнообразные дидактические средства (современные учебно-игровые пособия) такие, как «Лэпбуки» по темам недели. Которые мы используем для изучения нового материала и закрепления пройденного.

Лэпбук в работе с детьми дошкольного возраста можно рассмотреть, как разновидность метода проектов, где выделяются следующие этапы:

- целеполагание (выбор темы);

- разработка лэпбука (составление плана);

- выполнение (практическая часть);

- подведение итогов (презентация лэпбука).

Лэпбук –это и средство реализации деятельного метода обучения. В процессе создания лэпбука дети получают знания не в готовом виде, а добывают их самостоятельно входе познавательно-исследовательской деятельности.

Лэпбук-это эффективная форма привлечения родителей к сотрудничеству, когда родители обеспечивают поддержку:

- организационную (проведение выставок, экскурсий, походов);

- техническую (фото и видео материалы);

- информационную (сбор информации для лэпбуков);

- мотивационную (поддерживание интереса, уверенности в успехе).

Первый наш лэпбук мы приурочили к празднику «8 Марта» и теме недели: «Международный Женский день». Чтобы привлечь детей и заинтересовать их внесли большую, красочную открытку «8 Марта». Которую дети с большим интересом рассматривали, прочитали в ней поздравительный стишок, обсудили для кого такие открытки предназначены. Сделали вывод, что только одного стишка мало, а можно добавить сюда и загадки о маме, какие мамы любят цветы и многое другое.

Мы обговорили с детьми, какое содержание будет в нашей книжке, наметили макет нашего лэпбука. Совместное определение содержания приводит детей к структурированию материала.

Дети выделяли то, что им интересно узнавать: рассказы, стихи, пословицы и загадки по теме, и многое другое.

В содержание папки вошло:

- «Цветы для мамы»;

- «Загадки про маму»;

- «Мама! Какая она»;

- «Профессии мам»;

- игра «Одень маму и себя»;

- «Кого поздравишь в этот день?»;

- «Красивые стихи»

Оформление каждого кармашка, было распределено между детьми всей группы. План, который мы составили по изучению темы «Международный Женский день» был конкретизирован: в какой день недели чем мы будем заниматься, и кто отвечает за оформление того или иного материала (раздела). В течение недели наша «книжка» (лэпбук) стала заполняться.

В понедельник в течение дня мы читали с ребятами стихотворения, загадки про мам. Во вторую половину дня ребята, ответственные за эту работу, занялись оформлением мини-книжки «Красивые стихи» и «Загадки про маму». Полученный результат мы приклеили в наш «Лэпбук».

Во вторник на занятии по развитию речи мы поиграли в игру – определения «Мама» и закрепили профессии мам. Что помогло нам с детьми заполнить кармашки «Профессии мам» и «Мама! Какая она?». В среду на рисовании познакомились с разными цветами, что помогло заполнить кармашек «Цветы для мам». Во вторую половину дня на ручном труде учились с помощью трафаретов изготавливать одежду из бумаги, эти навыки пригодились при изготовлении игры «Одень маму и себя»

Итак, в течение всей недели наш лэпбук пополнялся материалом, который мы изучали.

Ребята были довольны полученными результатами, каждый стремился показать лэпбук своим родителям, и рассказать над какими кармашками он работал, и что это значит.

Рома А своим рассказом о изготовлении лэпбука в группе заинтересовал своих родителей, и они решили сделать его сами по теме недели «Весна». И это им так понравилось, что они попросили сделать еще один по другой теме: «Посуда. Продукты питания, хлеб».

После этого Рома рассказывал детям, чем он помогал родителям, что понравилось. Других детей заинтересовал его рассказ, и Маша Г. с родителями изготовили лэпбук по теме недели: «Мебель».

Последовательное изготовление лэпбука является культурной практикой, в процессе которой были использованы следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, изобразительная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной литературы и фольклора.

В результате данной практики у детей развиваются универсальные умения, такие как:

- планировать предстоящую деятельность;

- договариваться со сверстниками;

- распределять обязанности;

- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;

- самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;

- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;

- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.

В перспективе планируем продолжать работу по изготовлению индивидуальных лэпбуков, исходя из интересов детей, когда каждый в течение определенного времени изготавливает свою книжку, а потом презентует её детям группы или, например, на родительском собрании, получится целая выставка лэпбуков. Лэпбук может стать творческим продуктом детской исследовательской или проектной деятельности.

Такой подход будет способствовать реализации принципа индивидуализации, на что ориентирует нас стандарт дошкольного образования.

Помощью в проведении ООД могут служить такие

технологии, как: «Интервью», «Корзина идей», «Работа в парах», «Кейс-иллюстрации».

В дальнейшем планируем пополнять предметно-развивающую среду игровым материалом, который поможет развивать у детей познавательные способности и познавательную активность.

Вывод: Подводя, итог всему выше сказанному, мы отмечаем, что у детей сформированы навыки исследовательской деятельности, познавательной активности, творческая самостоятельность. Использование новых методов проектов, таких как «Лэпбук» помогает развивать у детей умение планировать свою деятельность, работать в коллективе, искать новую информацию, обобщать её и систематизировать. Что в дальнейшем будет способствовать обучению детей в школе.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста. Из опыта работы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 2 Артемовского городского округа «Развитие мелкой моторики.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность»Консультация для родителей «Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность» Доброго времени суток, уважаемые коллеги и гости моего сайта! Предлагаю Вашему вниманию консультацию ""Развитие познавательной активности.

Многофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возрастаМногофункциональное панно как средство развития познавательной активности у детей дошкольного возраста .

Обобщение опыта «Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование» Обобщение опыта: Развитие познавательно-исследовательской активности у детей раннего возраста через экспериментирование. Бычкова Е. В. ,.

Познавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работыПознавательное развитие детей раннего возраста. Из опыта работы Познавательное развитие детей раннего возраста. (Из опыта работы). «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть.

Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работыРазвитие мелкой моторики у детей младшего возраста. Из опыта работы "Развитие мелкой моторики у детей младшего возраста".Из опыта работы. Под термином мелкая моторика понимаются координированные движения.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста через игровые технологии «… Весь процесс воспитания ребенка мы рассматриваем как обучение тому, в какие игры следует играть и как в них играть» Эрик Берн Задумывались.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в ООД (из опыта работы)
Опубликовано: 1 декабря 2022 в 15:51
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в ООД (из опыта работы)» (включая файлы) размещена пользователем Анна Донская (УИ 766198) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД