Вейнберг Светлана
Развитие познавательной активности посредством конструктивной деятельности у дошкольников 2–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Объект исследования: конструирование у детей дошкольного возраста, как средство развития познавательной активности.
Задачи работы:
выявить особенности развития познавательной активности детей дошкольного возраста;
изучить и проанализировать условия развития конструктивной деятельности у детей дошкольного возраста;
проанализировать современные подходы к формированию конструктивных навыков;
Публикация «Развитие познавательной активности посредством конструктивной деятельности у дошкольников 2–7 лет» размещена в разделах
Методолого – теоретической основой моего исследования: идеи и концепции умственного воспитания дошкольников (Н. Н. Поддъяков, А. М. Матюшкин); методика обучения дошкольников конструктивной деятельности (Т. С. Комарова, Л. В. Куцакова, Л. А. Парамонова и др.)
Ни для кого не секрет, что в настоящее время уделяется большое внимание развитию конструктивных навыков у детей. Хотелось бы отметить, что в нашем детском саду есть комната ЛЕГО, с большим разнообразием конструкторов (ЛЕГО, ТИКО, ДУПЛО, LEGO WEDO) для разного возраста, которые специально подобраны для гармоничного развития ребёнка. Наблюдая за детьми в результате конструктивной деятельности и изучая литературу в данном направлении, сформировалась гипотеза: Педагогическая деятельность с использованием LEGO-конструктора будет способствовать развитию познавательной активности детей дошкольного возраста.
Работа моих исследований проводилась поэтапно в каждой возрастной группе детей детского сада:
1 этап – констатирующий эксперимент был направлен на выявление условия сформированности конструктивных навыков и познавательной активности детей дошкольного возраста 2 – 7 лет;
2 этап - формирующий эксперимент. Реализация авторского проекта «ЛЕГО - конструирование в ДО» (для детей от 2 до 4 лет) и авторской программы «Робототехника в детском саду» (для детей от 5 до 7 лет, а так же методическими рекомендациями и примерными планами занятий по конструированию Парамоновой Л. ;
3 этап – определение степени повышения конструктивных навыков и познавательной активности у детей дошкольного возраста 2 – 7 лет.
Для экспериментального исследования в младшей группе за основу был взят большой конструктор. K этому времени ребенок учится состыковывать два кубика LEGO и начнет складывать из них пирамидки. Постепенно на смену складыванию кубиков приходит творческое конструирование, и ребенок с помощью конструктора DUРLО, сможет собрать своих любимых сказочных героев. При этом знакомится с формами (квадрат, прямоугольник, размерами (большой или маленький кубик, цветом (желтый, красный, зеленый и синий, а так же учится взаимодействовать со сверстниками и взрослым.
Для детей средней группы, использовала конструктор LEGO BAUER, ТИКО и Полидром. Работая с данным конструктором, дети запоминают названия деталей, учатся их фиксировать, знакомятся с элементарными простыми схемами, учатся работать по образцу, но и воплощать свои творческие способности. В результате эксперимента было замечено, что у детей повысился интерес к практической деятельности (работа на результат, быстрее учатся владеть простыми связями и отношения (размер, количество, цвет, форма, стремятся доводить работу до конца, учатся отстаивать свою точку зрения.
Детям старшей группы предлагаю конструктор Лего Сити и конструктор «Моя первая история». Конструктор LEGO «Моя первая история» вовлекает в мир фантазий. С помощью деталей конструктора, дети могут создавать сюжеты для своей игры, обыгрывать их, придумывать свои истории, сказки. И если пошагово фотографировать создание детского шедевра, с помощью программы к данному конструктору, можно создавать с ребятами комиксы.
Данный конструктор совершенствует не только конструктивные навыки детей, но и познавательные. (Согласитесь, что для создания данного мультфильма, необходимо иметь багаж познавательных навыков) Дети проявляют интерес к творческому экспериментированию, умеют выполнять сенсорный анализ по 4-5 признакам, умело используют имеющийся багаж знаний об окружающем мире, стремятся выполнить работу самостоятельно и получают при этом большое удовольствие.
Детям подготовительной группы предлагаю перейти на новый этап конструктивного развития – используя конструктор LEGO WEDO. Дети учатся собирать, программировать и испытывать созданные модели. Изменять поведения модели путём модификации её конструкции или посредством обратной связи при помощи датчиков. Организовывать мозговые штурмы для поиска новых решений. Умело использует схемы для создания моделей, владеет элементарными навыками программирования. Все это благоприятно влияет на совместную работу и обмен идеями, а так же оттачивать познавательные навыки.
Игры с конструктором позволяют не только формировать устойчивый интерес к конструированию, но и позволяет интегрировать конструирование с другими разделами образовательных направлений.
Поэтому анализируя данные 3-го этапа было выявлено, что у детей с высокими конструктивными навыками, познавательная активность значительно возрастает.
Предположение о том, педагогическая деятельность с использованием ЛЕГО-конструктора способствует развитию познавательной деятельности детей дошкольного возраста, подтвердилась.
1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 27 3-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2015-2016 года.
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"" / с изменениями и дополнениями от 20 июля, 27 августа 2015г.
www.psyinst.ru › Библиотека › Дети и подростки
Авторы: Н. Н. Поддьяков, А. Ф. Говоркова, Н П Батишева А. Л. Венгер, Н. Е.. Р17 Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника/Под ред.. обучения (М. И. Махмутов, А. М. Матюшки