Градская
Развитие познавательного интереса обучающихся посредством ИКТ
▼ Скачать + Заказать документы
Градская Ксения Евгеньевна
Аннотация.
Формирование познавательного интереса учащихся средствами ИКТ и осуществление отслеживания развития познавательного интереса учащихся, качества знаний учащихся.
Актуальность статьи.
Публикация «Развитие познавательного интереса обучающихся посредством ИКТ» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Интенсивное внедрение информационно-коммуникационных технологий в образование, серьезное увлечение молодежью компьютерами, а также важность экологии в наше время, создали благоприятные условия для эффективного обучения окружающего мира. Вместе с тем существует проблема утраты познавательного интереса к обучению, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Сформировать потребность и способность к самостоятельному приобретению знаний, непрерывному образованию и самообразованию – одна из стратегических задач современной школы. Ее решение невозможно без формирования у каждого обучаемого стойких познавательных мотивов учения, познавательного интереса, постоянного стремления углубляться в область познания. Именно от этого в дальнейшем будут зависеть успехи подрастающего поколения не только во время школьного обучения, и их возможности реализовать свой внутренний потенциал дальше в профессиональном образовании.
Реализация основных направлений модернизации образования требует переосмысления своего педагогического опыта, чтобы понять, что же изменить в своей деятельности с позиции развития познавательного интереса учащихся, каких знаний и умений в современных условиях уже недостаточно, современные средства обучения наиболее эффективны для развития данного качества личности.
В качестве одного из потенциально эффективных средств развития познавательного интереса и активности учащихся сегодня выступают информационно-коммуникационные технологии. Представление учебного материала с помощью компьютерных средств, использование сети Интернет как источника информации и т. д. оживляют образовательный процесс, делая его ярким, незабываемым и интересным для учащихся. Среди многих проблем, направленных на совершенствование процесса обучения, проблема формирования познавательного интереса является довольно значимой. Она служит изучению таких путей обучения, которые привлекали бы к себе учеников. Интерес приводит в активное состояние как внешние, так и внутренние силы учебного процесса.
Познавательный интерес – важный фактор учения. В то же время он жизненно необходимый фактор становления личности. Познавательный интерес оказывает существенное влияние на все психические процессы: мышление, память, внимание, воображение.
Проблеме формирования интереса уделила внимание Г. И. Щукина. Она советует «всеми возможными способами воспламенять в детях горячее стремление к знанию» [1, c.160]. Таким образом, познавательный интерес – это глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения. Он создает наиболее благоприятные условия для формирования и развития нового стиля умственной работы, проявления творческой индивидуальности, способностей, дарований.
Психологическая структура познавательного интереса представляет собой сплав эмоционально – волевых и мыслительных процессов в человеке, которые создают единое взаимосвязанное целое.
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса учащихся :
1. Прежде всего, это такая организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и «открытия» новых знаний, решает задачи проблемного характера.
2. Учебный труд, как и всякий другой, интересен тогда, когда он разнообразен. Однообразная информация и однообразные способы действий быстро вызывают скуку.
3. Для выявления интереса к изучаемому предмету необходимо понимание необходимости, важности, целесообразности изучения данного предмета в целом и его отдельных разделов.
4. Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для обучающегося.
5. Обучение должно быть трудным, но посильным.
6. Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать.
7. Яркость учебного материала, эмоциональная реакция и заинтересованность самого учителя с огромной силой воздействуют на школьника, на его отношение к предмету.
Информационно - коммуникационные технологии позволяют не только насытить обучения большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и развивать интеллектуальные, творческие способности учащихся. Наглядность материала повышает его усвоение учениками, потому что задействованы все каналы восприятия учащихся - зрительный, механический, слуховой и эмоциональный.
Я считаю, что использование ИКТ способствует развитию познавательного интереса и самостоятельной умственной активности учащихся, увеличивает объем и прочность полученных на уроке знаний, умений и навыков является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития учащихся.